БиблиотекаНовостиО Детском правовом сайтеНежелательный контент, интернет-пиратство, зависимость – что угрожает детям в глобальной паутине?

Нежелательный контент, интернет-пиратство, зависимость – что угрожает детям в глобальной паутине?

Различные аспекты этой проблемы обсудили участники республиканского очно-дистанционного семинара «Безопасность детей в сети интернет», организованного Национальным институтом образования.



Дети и интернет

Оградить современного ребенка от интернета невозможно, да и не нужно. Защитить же детей от вредоносного контента, научить их корректному поведению в сети и ответственности за свои поступки в виртуальной реальности – сегодня это важные задачи воспитания.

Часто малыши учатся пользоваться компьютером раньше, чем писать или считать. Ученые в Великобритании провели эксперимент с участием 3 614 родителей. Выяснилось: первым почти у каждого восьмого британского ребенка было слов  «планшет».

«93 % пользователей в возрасте от 9 до 16 лет заходят в сеть раз в неделю и 60 % делают это каждый день», – привела данные статистики по Российской Федерации Ирина Васильева,  начальник управления информационных образовательных технологий Образовательного центра Национального института образования.

По данным Института социологии образования Российской академии образования почти 14 % пятиклассников в основном получают информацию от родителей. Но чем старше ребенок, тем ниже этот процент. И в качестве основных источников на первое место выходят интернет и другие каналы информации.

К сожалению, подобных исследований белорусского сегмента интернета специалистам Национального центра образования отыскать не удалось: «Ситуация в плане доступности информации для широкого круга пользователей  интернета о том, что происходит в нашем сегменте сети, в Беларуси складывается не самым лучшим образом. В России публикуется ежегодный доклад Центра безопасного интернета: что происходит в сети, возрастная категория пользователей, чем дети занимаются, какие профилактические мероприятия проводятся».

Что ищут дети и подростки в интернете? В первую очередь общение, а также скачивают музыку и фильмы. И тут в полный рост встает вопрос об авторском праве.

«Уровень пиратства в Беларуси – 87 %», – сообщил Евгений Корень, менеджер по развитию бизнеса в сфере образования ИООО «Майкрософт Софтвер Бел». И назвал соблюдение авторских прав частью особой культуры поведения в интернете, которую родители могут привить детям только собственным примером.
«Работу с детьми по поводу корректного использования материалов сети тоже надо проводить», – соглашается Ирина Васильева. Пока в Беларуси по пальцам можно пересчитать случаи с санкциями за использование пиратского контента. А вот у наших прибалтийских соседей все гораздо серьезнее. Например, известен случай с судебным разбирательством против школьного учителя из Латвии, который опубликовал в своем блоге несколько отсканированных страниц учебника.

Дети и киберпреступность


Специалисты выделяют несколько видов рисков, с которыми может столкнуться ребенок в глобальной паутине: в частности, собственно контент, электронные и коммуникационные риски.

Отдельно можно выделить интернет-зависимость – ее сложно диагностировать, но отрицать факт существования такой проблемы бесполезно. Впрочем, она стоит далеко не на первом месте – занимает только 7 % от всех описанных исследователями коммуникационных рисков.

По данным российских исследований среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет каждый четвертый сталкивался в сети с чем-то, что заставляло чувствовать себя неловко, огорчало: насилием, жестокостью и агрессией, порнографией, фактами оскорблений. Среди перечисленного также упоминается спам и навязчивые всплывающие окна. 1,5 % опрошенных подтвердили, что им приходилось сталкиваться в интернете с мошенничеством, обманом и вымогательством.

При этом порнография среди рисков нежелательного контента стоит на первом месте – 63 %. Серьезные опасения у исследователей вызывают сайты, пропагандирующие причинение вреда себе (например, ресурсы, популяризирующие излишнюю худобу и анорексию).

«Преступность шагнула с улиц в интернет», – считает Алла Бордиловская, советник-консультант Национального центра правовой информации и редактор Детского правового сайта.



Этот информационный ресурс предлагает родителям и педагогам материалы, подготовленные специалистами различных госучреждений: психологами и психиатрами, сотрудниками управления «К» Министерства внутренних дел и другими. Статьи и руководства помогут сделать интернет более безопасным для детей и подростков. Например, приоткроют для родителей причины возникновения у детей компьютерной зависимости. Расскажут о правилах поведения в интернете и «родительском контроле» за тем, что делают дети за компьютером.

«Детский правовой сайт получил сертификат российской  Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» и Центра безопасного интернета в России и внесен в каталог безопасных для детей информационных ресурсов «Детский интернет», – подчеркнула Алла Бордиловская.

Родительский контроль за интернетом

Как следует поступить родителям, которые хотят снизить риски, оградить своего ребенка от вредоносных сайтов или, например, сетевых мошенников, «продающих» интересную информацию за sms-сообщение? Марк Зинчук, начальник отдела по подготовке и реализации проектов СООО «Саммит Текнолоджиз» привел в качестве примера функцию «Родительский контроль» в операционной системе Windows 8 (подобный функционал был интегрирован уже в ОС Windows Vista, 7).

«У ребенка есть своя учетная запись, он пользуется только теми программами, которые ему разрешил родитель. И посещает только те сайты, доступ к которым ему разрешен», – поделился собственным опытом  Марк Зинчук. – «Вы также можете задать количество и конкретный промежуток времени, которое ребенку можно проводить у компьютера».

Например, ребенок приходит из школы и делает уроки, а только потом садится к компьютеру, скажем, с 17 до 21 часа. В другое время он просто не сможет войти в свою учетную запись. Контролировать выполнение заданных параметров родителям помогает отчет, который приходит на электронную почту каждую неделю.

Конечно, чтобы не отставать детей и не оставить их один на один с угрозами, которые, как и любой канал информации, может нести интернет, родителям и педагогам придется приложить усилия. Республиканский семинар ставит своей целью помочь им в этом.

«Для участия в семинаре приглашены специалисты, курирующие вопросы информатизации в регионах, методисты районных методических кабинетов и институтов развития образования, педагоги», – пояснила Ирина Васильева.

Дистанционная часть семинара продлится до конца сентября. В рамках дистанционного учебного курса участникам предстоит выполнить задания, изучить материалы по теме. В результате будут подготовлены справочные материалы о безопасности детей в интернете для школьников и их родителей, классные часы и другие мероприятия.

 «С каждым годом отклик от педагогов все больше и больше», – подвела промежуточный итог проделанной за 3 года работе Ирина Васильева.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь

При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото - НЦПИ)

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.