БиблиотекаНовостиРазноеИграть с песком, смешивать краски, праздновать день рождения — что еще можно и даже нужно делать ребенку в музее

Играть с песком, смешивать краски, праздновать день рождения — что еще можно и даже нужно делать ребенку в музее

Родительское «он еще маленький, все равно ничего не поймет» сегодня уже не аргумент, когда речь заходит о музеях. Ребенок любого возраста может интересно провести там время, причем не только в составе организованной экскурсии. И столичные выставочные залы к этому готовятся — проводят детские дни, семейные игры, мастер-классы, готовят тематические экспозиции.

— В музей приходят, чтобы получить удовольствие от встречи с конкретным произведением, а не изучать теорию или историю искусства, — считает заведующая сектором музейной педагогики Национального художественного музея Республики Беларусь Наталья Красуцкая. — Если человек получил удовольствие, ему ничто не помешает потом восполнить пробелы в знаниях. Но если не было удовольствия, он никогда к знаниям не обратится. Эмоции, настроения, состояния — вот что оседает в нашем сердце, подвигает вновь прийти туда, где мы их получили, почитать или посмотреть еще что-нибудь, поговорить с родителями или друзьями. Поэтому задача музея — создать незабываемое впечатление для любого посетителя.

Размышляем, что делает посещение такого места запоминающимся событием и как говорить с ребенком об искусстве, на примерах детских интерактивных программ Национального художественного музея.

«Герои моих картин»


— Мы смотрим картину Николая Богданова-Бельского «Новая сказка», — рассказывает Наталья Красуцкая. — В какой-то момент я говорю: «Давайте представим, что все персонажи ушли, а мы очутились в этой избе. Что вы чувствуете?» Одно из моих памятных впечатлений, когда непоседливый мальчик из группы второклассников мгновенно отреагировал на вопрос: «Я чувствую боль за книги на полу. Я хотел бы излечить их, чтобы у них не болела душа». От взрослого, скорее, услышала бы: «Хочу взять веник и подмести». Очень важно выстроить мостик между миром взрослого и ребенка. Это не урок — это событие в духовном мире для каждого из участников. Учителей или родителей в том числе.

«Наше наследие — слуцкие пояса»

— Много лет показывая пуб­ли­ке слуцкие пояса, замечаю, что посетители редко знают что-то кроме их названия, — отмечает специалист. — Программа рассчитана на участников от 5 лет. Вначале предлагаем им выбрать имена. Взял шляхетское имя — и ты уже не можешь сказать: «Я не знаю», «Не буду» или «Я тоже так думаю». Оно обязывает включаться, быть интересным собеседником, ткать живописный разговор о поясах. Когда дети передают друг другу клубок красных ниток и делятся впечатлениями, говорят: «Сегодня я стал патриотом, почувствовал, что такое настоящая красота…» Они произносят то, что никогда не сказали бы, если бы я просто показала им слуцкие пояса.

«У цвета есть душа, готовая раскрыться»


— Это для начальной школы. Дети ставят научные эксперименты, разбираются, как рождается цвет. Каждый участник получает сохранившийся рецепт какого-то художника и по нему смешивает краски, создает разные оттенки красного в музейных залах.

«Праздник зрения, слуха, осязания»

— Обычно в музее только смот­рят, но здесь мы обостряем другие органы чувств — слушаем, трогаем. Обоняние пока не используем. Обращаем внимание на разные источники, которые могут нам рассказать об искусстве. Например, у художника-импрессиониста Валентина Коровина остались потрясающие детские воспоминания, к которым мы тоже обращаемся.

«Одигитрия. Путь от греков до славян» и «Архангел Михаил, Грозных сил воевода»


— Это цикл программ, где мы смотрим произведения сакрального искусства — иконы, скульптуры, живопись. Детально изучаем мир, с которым чаще сталкиваемся в храме.

День рождения в музее

— Это не экскурсия по музею — специальная праздничная программа для конкретного человека, — поясняет Наталья Кривуцкая. — Чтобы ее составить, мы просим заранее заполнить анкету. Предлагаем пригласить не только детей, но и бабушек, дедушек, крестных, родителей, друзей семьи, которым ребенок будет рад — не более 10 человек. Стремимся так организовать взаи­мо­дейст­вие между представителями разных поколений, чтобы потом, когда они придут домой, захотелось вместе посмотреть кино, пойти на другие выставки тем же составом.

«Волшебный песок»


— Это для деток 5-8 лет, — говорит старший научный сотрудник отдела науч­но-про­све­ти­тель­ской работы Марина Смагина. — Сначала гуляем по экспозиции и смотрим картины Айвазовского. В таком возрас­те достаточно 15-20 минут, чтобы сконцентрироваться на конкретных работах, поговорить о море. Потом предлагаем детям создавать свои морские миры в интерактивной песочнице. Они трогают, изучают, раскапывают песок, складывают туда маленькие предметы. Конечно, все это направлено не только на знакомство с определенным художником, но на игру и общение, снятие напряжения, когда сложно что-то проговорить. Не всегда нужно требовать от ребенка, показывая ту или иную картину, чтобы он все рассказывал. Чадо может выразить свои ощущения по-другому.

«Маленький эксперт»

— Программа рассчитана на 1-4-й класс, — поясняет Марина. — Рассказываем о видах и жанрах искусства в игровой форме. Детям раздают специальные изображения с фрагментами картин, чтобы они нашли в экспозиции оригиналы. Задание выполняется в командах, что тоже повышает стимул к победе. Если дети уже умеют читать и писать, разгадываем кроссворды, чтобы закрепить полученные знания.

«Искусство на кончиках пальцев»

— Это проект для слабовидящих посетителей, который стал пользоваться большой популярностью у зрячих детей — они замирают, когда им разрешают потрогать скульптуру или тактильные копии картин. Экспонаты оснащены наушниками, в которых под музыку звучит текст, который подробно описывает то, что мы ощущаем. Многие посетители высказывают предложения, чтобы подобных экспонатов было еще больше.

С какого возраста?

— Я вижу, что в музей уже приходят с трехмесячными детьми, — говорит Наталья Красуцкая. — Понятно, что малыши пассивно на все смот­рят, но ведь у мамы с папой создается определенное настроение, когда они находятся в этом пространстве. Это все передается ребенку. В каж­дом возрасте свои приоритеты. Говорят, маленьким детям сложно воспринимать жи­вопись — они ее вообще не видят, но скульптура их привлекает. Мальчикам нравится одно, девочкам другое. Важно просто в этом разобраться. Советую мамам взять своих по­дру­жек с детьми и заказать интерактивную программу, чтобы посмотреть, каким может быть поход в музей.

Зачем?


— Многие специалисты сходятся во мнении, что чем раньше и чем чаще мы начнем знакомить нашего ребенка с личностями, тем лучше, — рассказывает Наталья. — Это может быть герой полотна, скульптор, сотрудник музея, ученый — кто угодно. Их примеры будут формировать внутренний стержень ребенка. Нельзя ограничиваться только школой или детским садом. Важно не только развивать интеллект, но и заботиться о том, чтобы душа была заполнена прекрасными эмоциями, впечатлениями, переживаниями.

Как?


— Я думаю, что это должен быть праздник для ребенка, — продолжает Марина Смагина. — Важно, чтобы он не утомился по дороге в музей, пока в дождливый день долго-долго ехал с родителями куда-то. Если вы сами гуляете с детьми, то важно понимать, что порой им достаточно одной картины. Можно постоять около нее минут пять-десять, но раскрыть ребенка весьма глубоко, просто задавая те или иные вопросы. Конечно, стараться запомнить даты и фамилии — это слишком много. Мне кажется, что умение почувствовать настроение, которое исходит от картины, помочь выразить его — это уже очень большой результат.

Вероника МОЛОКОВА, «Минский курьер»
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.