БиблиотекаНовостиРазноеЭти игрушки избавят от замкнутости

Эти игрушки избавят от замкнутости

Такой защитный механизм психики, как замкнутость, и у детей, и у взрослых – явление распространенное. С одной стороны, это может быть реакцией на какую-то психотравму, с другой – звоночком, кричащим о тяжелой болезни. Но и в одном, и в другом случае малышу могут существенно помочь интерактивные игрушки. Родителям важно понимать, как отличить застенчивость от замкнутости и в каких случаях можно справиться своими силами, а когда без помощи детского психиатра не обойтись – об этом мы поговорили с врачом-психотерапевтом Алексеем Кривенко.

– Для начала разграничим замкнутость и застенчивость, – расставляет акценты доктор. – Последнее понятие говорит о том, что малыш знает, как контактировать с окружающими, хочет это делать, но не может реализовать свое желание по разным причинам. А вот замкнутый ребенок не имеет коммуникативных потребностей.

Дети становятся замкнутыми чаще всего из­-за того, что они целиком поглощены какой­-то важной для себя проблемой или из­-за внешних обстоятельств: насмешек со стороны сверстников, длительных периодов болезней, ведущих к изоляции, частых ссор родителей, в которых ребенок себя бессознательно чувствует виноватым и как бы старается быть незаметным, тем самым замыкаясь в себе.

Удивительно, но подобное происходит и в семьях, где чрезмерно нацелены на воспитание «правильного» ребенка, предъявляя к нему высокие требования. Самый распространенный пример – родитель говорит: «Ты должен получать только отличные оценки!», а склонности малыша к тем или иным наукам не учитываются. В спорте от своего чада тоже требуют только побед. Неудачи все равно рано или поздно случаются, ребенок реагирует на них неадекватно, так как вся ответственность за них мгновенно перекладывается родителями на его плечи. Вот так и формируется замкнутость.

Причиной появления такой защитной реакции психики может быть и тяжелое психическое заболевание. Тут важно понимать: если замкнутость малыша сопровождается какой­либо вычурностью, например необычными страхами – ребенок боится ржавчины и много чего еще, – агрессивностью, особенно с аффективными вспышками, стереотипными движениями – бегом по кругу, топтанием на месте и т.д., страхом перед новыми игрушками и желанием играть, например, крышками от кастрюли или иными предметами, не предназначенными для игр (при этом у малыша есть выбор, но игрушки его не интересуют), то это повод сходить к детскому психиатру.  

При любых причинах замкнутости можно дать общий набор рекомендаций:


1. Показывайте ребенку на собственном примере, что общаться интересно, радостно, рассказывайте ему о том, как разговор с кем-­то помог решить определенные проблемы.

2. Посещайте детские площадки, пусть он хотя бы немного, но взаимодействует с другими малышами.

3. Не высказывайте при ребенке опасения относительно его состояния, вовлекайте малыша в решение важных семейных вопросов, доверяйте ему и обсуждайте с ним, как правильнее поступить, чаще хвалите свое чадо.

4. Один из самых важных аспектов в развитии коммуникативных навыков ребенка – взаимодействие с интерактивными игрушками: животными, куклами, отлично подойдет говорящий робот Ферби или яйцо. Малышу трудно взаимодействовать со сверстниками, а с котенком или щенком или с каким­-то сказочным героем он сможет поупражняться в общении. Говорящие игрушки помогут ему преодолеть психологический барьер и научиться выражать эмоции в общении с другими людьми, не замыкаясь в себе.

Денис ЗИНЧЕНКО, «Советская Белоруссия» № 235 (25117) от 7 декабря 2016 г.
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.