БиблиотекаНовостиРазноеКак провести урок так, чтобы он был интересен всем школьникам. Мнение минского учителя

Как провести урок так, чтобы он был интересен всем школьникам. Мнение минского учителя

Когда студентом пятого курса педуниверситета Максим Евланов пришел работать в СШ № 45, ученики принимали его за десятиклассника. Позже выяснилось, что и одна из коллег считала Евланова школьником. Спустя время ситуация изменилась. Ребята к урокам физики стали относиться серьезнее, а учителя – уважать преподавателя, который занял призовое место в районном конкурсе «Мы – молодые», победил на районном этапе состязаний «Столичный учитель – столичному образованию» и представил Первомайский на городском этапе этого конкурса. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у молодого педагога, как провести урок, чтобы он был интересен всем ученикам.

Максим Евланов

– Остальные участники соревнования ваши ровесники?

– Нет. Большинство педагогов среднего возраста, есть очень опытные. Профессиональные состязания для меня – это возможность посмотреть, какими навыками обладают коллеги, что-то для себя почерпнуть и поделиться своими знаниями. Но конкурсная составляющая присутствует. Все-таки это соревнования.

– Один из туров состязания «Столичный учитель – столичному образованию» – демонстрация методического приема. Чем удивляли коллег?

– Я презентовал методику «Физика на кухне». Задача учащихся – найти физические процессы в обычных для нас действиях на кухне: варка, жарка, тушение, запекание… А с точки зрения физики это плавление, кристаллизация, теплообмен. И школьникам нужно выяснить, как меняются физические свойства предметов. На сцене мы готовили запеченный помидор, а в конце ребята должны были ответить, какие физические процессы произошли за это время. Хотелось представить свой предмет необычно, показать, что физика может быть не просто нудным изложением теории.

– Ученики знают, что вы участвовали в состязании?

– Не все. Я это не афишировал. Да, есть ребята, которые помогали, ездили со мной на открытый урок.

– А почему вы выбрали профессией преподавание физики и математики?

– Это предметы, требующие глубоких знаний, поверхностным заучиванием определений тут не обойдешься. Нужно знать физические процессы, уметь проводить опыты – для этого нужна большая подготовка. Я физику с математикой выбрал давно. Этими предметами меня заинтересовали школьные учителя. Причем я учился в сельской школе в Речицком районе. В один прекрасный день туда пришел работать молодой математик, который сумел увлечь учеников. Таким же был и учитель физики, и в результате я решил связать жизнь с этими предметами. Окончил педагогический университет по специальности физика-математика. Сегодня преподаю в основном физику. Математику веду только в одном классе, где я классный руководитель.

– Какие темы у учеников вызывают интерес, а какие – трудности?

– Им очень нравятся темы по электричеству и оптике. Изучая их, мы проводим наглядные эксперименты и лабораторные работы. Интересны и некоторые темы механики – рычаги, блоки, наклонная плоскость. Я всегда привожу примеры из жизни, стараюсь показать ребятам необычное в обычном. Ведь качели, весы, горки – всё это физика. Говорим с мальчишками о футболе, можно вспомнить соответствующие темы из механики и кинематики.

Что касается трудностей, то в 11-м классе это задачи по оптике – там простые алгоритмы решения, но большие математические выкладки. Для учеников помладше наиболее сложные для восприятия разделы – кинематика и динамика.

Не скажу, что все увлечены моим предметом, да это и нереально. Но есть дети, которым он интересен, – в каждой параллели, каждом классе, и это радует. Есть и те, кому он просто не дается. Думаю, с этим сталкивается преподаватель любой дисциплины. К таким ребятам нужны другой подход и иная подача материала. Да, они не станут физиками, но сохранят интерес к предмету.

– Как провести урок так, чтобы он был интересен всем ученикам?

– На построение урока влияет то, какую тему изучаем, сколько на нее отведено часов, какие результаты надо получить. Очень важный момент – лабораторные работы, когда ученики могут увидеть приборы и механизмы, потрогать руками, посмотреть их в действии. Применяю на уроках мобильные технологии.

– Те, кто преподает физику, обычно ведут еще и уроки астрономии…

– Да, я не исключение. Астрономию начинают проходить только в 11-м классе, но предмет ребятам интересен. Бывает, что они самостоятельно изучают дополнительные материалы. В университете этот предмет нам преподавал Александр Альбертович Шимбалев. Он один из авторов учебника по астрономии, увлеченный человек, которому я благодарен за подаренные знания. Конечно, сложно воспринимать и изучать принципы существования небесных тел, которые находятся от нас невообразимо далеко – их нельзя потрогать руками. Но ведь в реальной жизни можно смотреть на звездное небо, находить там созвездия и поражать своими знаниями друзей и девушек! Главное, чтобы была хорошая погода.

Екатерина Циркун, информационное агентство «Минск-Новости»
(фото Сергея Пожоги)

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.