БиблиотекаНовостиРазноеМужской взгляд на педагогику. Учитель физики – о неудачных уроках и структуре образования

Мужской взгляд на педагогику. Учитель физики – о неудачных уроках и структуре образования

Учитель физики столичной гимназии № 15 Сергей Сорока рассказал о том, что, по его мнению, стоит изменить в системе образования и почему разрешает детям ошибаться.

Физика

Результативность работы Сергея Николаевича вызывает уважение. Более 80 % его учеников получают на ЦТ 90 баллов и выше. Только за последние три года он подготовил 9 победителей городского и заключительного этапов республиканской олимпиады по физике, 6 дипломантов Всероссийской интернет-олимпиады. В 2018-м его ученика наградили серебряной медалью на Международной олимпиаде мегаполисов в Москве.

Урок впрок

В профессии Сергей Сорока с 1992 года – тогда по окончании физического факультета БГУ пришел работать в столичную школу № 35.

Попробовав учительский хлеб, не разочаровались?

– Не скрою: было сложно, но очень интересно. На тот момент я оказался единственным учителем физики в школе, поэтому каждый день, включая субботу, приходилось вести по 7 уроков. Конечно, уставал, было непросто привыкнуть к такому напряженному рабочему ритму, – вспоминает Сергей Николаевич.

Но лиха беда начало, постепенно у молодого учителя сформировался свой стиль работы. К тому же помогло то, что в студенческие годы был накоплен приличный багаж знаний.

Мне очень повезло учиться педагогике у великих мастеров своего дела. В университете многое почерпнул у Геннадия Станиславовича Кембровского. На практику посчастливилось попасть к Валерию Александровичу Гербутову последнему «Учителю года СССР». Мы с ним писали научные работы по методике преподавания физики. Долгое время повышал квалификацию у кандидата педагогических наук Николая Ивановича Запрудского. До сих пор руководствуюсь его словами: «Считаю, что 90 % моих успехов заслуга наставников, а я просто стараюсь воплощать в жизнь их идеи. По-прежнему использую интегральную образовательную технологию, совершенствую ее, и она дает результат».

Увидеть суть

Сергею Николаевичу неоднократно предлагали стать директором. Первый раз – в 25-летнем возрасте. Уговаривали: соглашайся, хорошее начало карьеры! Отказался. Правда, попробовал себя на должности завуча в СШ № 79, но затем вновь решил вернуться к учительской деятельности – теперь уже в гимназии № 15. Сейчас преподает в 9–11-х классах.

Сразу настраиваю ребят на то, что физику нельзя просто учить. Ее нужно стремиться понять. Прочитали материал – попробуйте разобраться, а не механически запоминать формулу или определение. Память следует развивать при помощи литературы, на уроках физики это не пройдет. Нужно схватить основу, тогда будет легко, – считает Сергей Сорока.

Чтобы заинтересовать детей, использует элементы игры, тогда ученики хорошо воспринимают материал. К таким занятиям они готовятся заранее и с большим азартом.

– Если дети будут просто зазубривать материал и потом отвечать на вопросы, то добиться высокого результата не получится, – уверен Сергей Николаевич.

– Сейчас, как опытный учитель, наверное, не тратите много времени на подготовку к урокам…

– Наоборот. Иногда приходится даже дольше сидеть за рабочим столом, чем в прежние годы. В зависимости от урока на подготовку уходит от 20 минут до 3 часов. Когда много знаешь сам, хочется поставить такую же планку перед учениками.

– А неудачные уроки у вас бывают?

– Конечно. Когда не могу ответить хотя бы на один вопрос, понимаю: что-то пошло не так. Вроде бы и пытался донести материал, но, несмотря на все свои знания, сделал это не совсем доходчиво. Так что приходится затем вносить коррективы. Когда учитель выходит с урока, он должен помнить два основных момента. Первый – знают ли дети, чего они не знают после урока. И второй – знает ли он сам, чего не знают дети. Если учитель может ответить на эти вопросы, значит, урок прошел с пользой.

Сергей Сорока

Мужской взгляд

Статистика знает всё: на начало нынешнего учебного года из работающих в школах Беларуси педагогов мужчины составляют только 13,6 %. Не мог не поинтересоваться у Сергея Сороки, что удерживает его в профессии более 25 лет.

– Люблю работать с детьми. Часто говорю ребятам: хочу быть вечно молодым, а с вами точно не состаришься! В школе каждый день происходит что-то новое. Не собирался что-то менять даже в лихие 1990-е. Считал, трудности времени преходящи, а учить детей нужно всегда. Если тебе по силам это дело и все получается, надо продолжать им заниматься и совершенствоваться.

– Если бы стали министром образования, постарались бы увеличить количество мужчин в школе?

– Однозначно! Их должно быть гораздо больше. Когда учитель – мужчина, даже определенные моменты в воспитании проходят по-другому. У меня, например, после последнего урока девочки стулья не поднимают. Это делают мальчики. Хотя, конечно, учителей, в том числе молодых, надо стимулировать, чтобы они получали достойные деньги. Огорчает, что учителя по-прежнему обременены излишним бумаготворчеством. Это мешает сосредоточиться на главном их предназначении – учить детей.

Не менял бы структуру образования. Она базируется еще на советской системе, но эффективно работает и приносит довольно хорошие результаты.

Она оптимальна, однако ее следует корректировать. Конечно, многое зависит от личности учителя, но сама структура позволяет и ему, и ребенку развиваться до очень высокого уровня.

Поощрение ошибок

Сергей Николаевич стремится идти в ногу со временем, поэтому постоянно применяет передовые педагогические приемы. Примерно 70 % его уроков проходят с использованием мультимедийных средств обучения, в том числе собственных разработок.

– Участвуем с ребятами во всех республиканских инновационных программах. Так, в рамках одной из них создавали учебные фильмы, которыми пользуемся до сих пор. Дети сами их монтировали, подбирали материал. Очень приятно, что ежегодно кто-то из моих учеников поступает в БГУ на физический факультет. Если хотя бы один человек увлекся моим предметом, значит, я не зря работал.

– Думаю, каждого педагога ученики испытывают, например, на профессионализм и стрессоустойчивость.

– Еще бы! Они и каверзные вопросы задают, и сложные задачи приносят. В таких случаях предлагаю подумать вместе или беру паузу до следующего урока. Хороший ученик всегда поймет, что все знать невозможно. Разные бывали ситуации, но казусных не припомню. Кнопок на стул мне не подкладывали. С первого дня работы в школе строил отношения с ребятами на основе взаимоуважения. Мое глубочайшее убеждение: детей нужно понимать и уметь прощать. Без этого не обойтись. Можем пошутить, потроллить друг друга. Но шутки должны быть добрыми. На моих уроках действует правило: один говорит, а остальные слушают. И еще: ошибаться можно. Нужно высказываться и отстаивать свою точку зрения. Но никто не имеет права издеваться над тем, кто ошибся. Не устаю повторять: мы учимся, так что погрешности возможны.

Александр Левкевич, агентство «Минск-Новости»
(фото Павла Русака)

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.