БиблиотекаНовостиРазноеНа обсуждение вынесен Этический кодекс педагога

На обсуждение вынесен Этический кодекс педагога

Неделю назад на коллегии Минобразования министр Игорь Карпенко анонсировал: разработан примерный свод этических правил педагогических работников. И вот проект уже вынесен на обсуждение. Оно продлится по 1 марта. Замечания и предложения можно направлять по электронному адресу mo329@minedu.unibel.by (с пометкой «Этические правила»). Обратная связь очень нужна, ведь дело общее. Только школьников в стране – более миллиона.

Педагог

От любого этического кодекса не стоит ждать глобальных новаций: он лишь фиксирует непреложные истины, которые в доказательствах не нуждаются. Но раз их решили изложить черным по белому, значит, что-то упущено или выветрилось из памяти. Наверное, последние случаи в школах, считает Игорь Карпенко, говорят нам, что надо некоторым педагогам напомнить их функцию, которая связана не только с преподаванием того или иного предмета, но с и воспитанием и влиянием личности педагога на образовательный процесс в любом учреждении. Случаи действительно бывают резонансные: одну учительницу ученик довел до нервного срыва, другая переусердствовала в воспитательном процессе… Наверное, дело еще и в том, что наше время не только очень быстрое, но и очень нервное. В век глобальной цифровизации с перманентным стрессом сталкиваются и дети, и взрослые. Вот и результат: друг друга все меньше слышим и все хуже понимаем. В такой ситуации нести разумное, доброе, вечное трудно. Но надо. Во что бы то ни стало. Ведь мы растим личность, закладывая в нее тот фундамент, который будет определять всю дальнейшую жизнь. Поэтому педагогам, по большому счету, предлагают просто вспомнить то, что в глубине души они прекрасно знают.

В основе правил восемь известных принципов педагогической этики, а сам документ состоит из четырех пунктов. Первый – это общие требования, необходимые в профессии. Среди них: спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, стремиться к бесконфликтному разрешению любых спорных вопросов… Второй раздел о тех, кто должен ловить на занятии каждое твое слово. Здесь, считают разработчики кодекса, не обойтись без уважения в широком смысле слова, в том числе к национальным и семейным традициям, объективности и справедливости, деликатности и тактичности в оценке успеваемости ученика. Педагог не имеет права размещать в интернете информацию, которая может навредить, быть тенденциозным, публично критиковать ребенка и его законных представителей. И уж конечно, неприемлемо никакое насилие, включая моральное. К самим законным представителям, проще говоря, семье, тот же подход: с одной стороны, открытость и доброжелательность, с другой – то, что ученик и его родные говорят друг о друге, должно оставаться в тайне. Ну и наконец, еще раз подчеркнуто: организационная, финансовая и иная поддержка, оказываемая учреждению образования законными представителями обучающихся, не может влиять на отношение к ним педагогов.

Любопытно, что предлагается и «внутренний», корпоративный алгоритм взаимоотношений. Педагогам рекомендуется поддерживать статус профессии и внешним видом, и культурой общения. Нельзя унижать коллег в присутствии учеников и других лиц или обсуждать их недостатки. А еще – препятствовать равноправному выражению мнений, независимо от должности и квалификационной категории. В общем, когда вчитаешься в документ, приходишь к мысли: только и нужно, что быть хорошим человеком и отличным профессионалом. Впрочем, если бы это всегда было так просто, понадобился ли бы нам специальный этический кодекс?

Людмила Габасова, «СБ. Беларусь сегодня», 13 февраля 2020 г.

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.