Право на учебу

Институт инклюзивного образования (ИИО) открылся при БГПУ имени М. Танка. Почему возникла необходимость в создании такого учреждения? На вопросы отвечает директор института Вера Хитрюк

— Год назад Беларусь присоединилась к Конвенции о правах инвалидов ООН, которая определяет, что у детей с особеннос­тями развития должна быть возможность учиться со сверстниками. Другой важный момент: в июле 2015-го в нашей стране утвер­ди­ли Концепцию развития инклюзивного образования (ИО) лиц с особенностями психофизического развития. Она предусмат­ривала создание ИИО на базе факультета специального образования БГПУ. В дальнейшем в его структуре планируется создать совместно с ЮНИСЕФ Национальный ресурсный центр инклюзивного образования.

— Относительно недавно в наш оби­ход вошло понятие интегрированного обучения. Теперь появляется новое — инклюзия. В чем разница?

— При интеграции ребенок с особеннос­тями психофизического развития, например, ходит в обычную школу, но занимается там по специальным программам. При инклюзии он осваивает общий для всех учебный материал, и задача педагогов — адаптировать его содержание под возможности ребенка. При этом учитель не подтягивает особенного ученика до общего уровня, а определяет его потребности и выстраивает в соответствии с этим образовательный маршрут. Такой подход значительно расширяет понимание профессии преподавателя. Поэтому в планах института открыть новую специальность «Специальное и инклюзивное образование». Суть школьного учебного материала доступна практически каж­дому ученику. Нужно только найти подход к ребенку, правильно подать свой предмет. Так, для детей с аутизмом важно строго структурировать информацию.

— Выходит, все школьные педагоги должны уметь обучать особенных детей?

— В начальных классах этот вопрос решается легче, чем в средней школе. Хотя политика учебных заведений в данном вопросе меняется на глазах. Тот же физик легко определит, что является ядром в содержании его предмета, а какую информацию можно спокойно опустить, так как она не понадобится человеку в повседневной жизни.

Самое главное — это готовность будущего учителя работать в условиях ИО. На занятиях по философии будем говорить с нашими студентами о ценности и значимости каждой личности, в лекции по экономической теории вплетать материалы о целесообразности профподготовки людей с инвалидностью и о той пользе, которую они могут принести обществу своим трудом. На уроках иностранных языков анализировать тексты с историями успеха таких людей…

— Как набирали студентов в ИИО?

— Вступительная кампания проходила летом, набор шел на факультет специального образования по специальностям «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика» и «Олигофренопедагогика».

Наши абитуриенты и студенты очень мотивированы: в этом году в БГПУ имени М. Танка поступили 148 медалистов. Треть из них — на ФСО! Видимо, потому что профессионалы в области специального образования сегодня востребованы.

В этом году в БГПУ имени М. Танка поступили 148 медалистов. Треть из них — на факультет специального образования.

Елена ДЕНИСЕНКО, «Минский курьер»
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.