БиблиотекаНовостиРазноеРазгрузить старшеклассников, ввести этический кодекс – что обсуждали на коллегии Минобразования?

Разгрузить старшеклассников, ввести этический кодекс – что обсуждали на коллегии Минобразования?

У педагогов появится этический кодекс, который в скором времени вынесут на обсуждение, а учебную программу старшеклассников планируют разгрузить. Эти и другие темы обсуждали вчера на коллегии Минобразования по итогам работы за 2019 год. Главная тема – повышение качества образования и подготовки кадров. А основной акцент: систему образования в нашей стране не рассматривают как сферу услуг, у нее много функций, помимо учебной. И знания ребенок должен получать не у репетитора за дополнительную плату, а на уроке в школе.

Учитель

Как рассказал Министр образования Игорь Карпенко, этический кодекс педагога появился в свете последних событий, когда нелишне напомнить о некоторых моментах, в том числе влиянии личности педагога на детей.

– Я сторонник того, чтобы не было никаких форм насилия над ребенком, в том числе психологического и словесного, – отметил Игорь Васильевич. Ведь даже единичный случай несоблюдения учителем этических норм подрывает авторитет профессии. А самое важное для образования – уровень именно педагога. К слову, пересмотрена будет и роль психологов в школах, которые сегодня на вторых ролях и зачастую загружены побочной работой.

Немало шагов запланировано и для повышения качества образования. Один из них – министерские контрольные работы, по результатам которых от 25 до 56 процентов учеников не подтвердили свой уровень. Министр образования уверен: это подстегивает педагогов более объективно оценивать знания учеников. Кроме того, в декабре наша страна получила результаты PISA, по итогам которых будут подготовлены рекомендации. Уже в этом году запланировано репетиционное написание работ по системе PISA, а в следующем будем участвовать в очередном тестировании.

В планах Министерства – разгрузить старшеклассников, чтобы они больше времени и внимания уделяли профильным предметам. Главное условие здесь – без ущерба для качества образования и при помощи межпредметных связей. Например, предметы, которые изучают по часу в неделю на протяжении двух лет, изучать за год по два часа в неделю. Еще одно направление – возможное совмещение выпускных экзаменов с ЦТ. Как показывают опросы, большинство родителей поддерживают такой вариант по языкам, а также по математике. Но здесь нужно еще раз все взвесить, подчеркивает Игорь Карпенко. Расходятся мнения и по пороговым баллам централизованного тестирования. Одни специалисты считают, что их надо отменить, ведь на формирование конкурса влияют многие факторы. Другие предлагают оставить все как есть, а третьи настаивают на повышении планки.

По словам Министра, сейчас особое внимание уделяется STEM-образованию, которое построено совместно с Парком высоких технологий. И здесь нужны единые подходы к организации и содержанию. Кроме того, в образовании нужно больше IТ-контента, а педагоги должны быть на «ты» с технологиями и соцсетями.

Непростая ситуация с профориентацией. Только за прошлый год, приводит данные Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко, из вузов отчислены 8000 студентов. Цифра впечатляет. Но наверняка среди них немало тех, кто просто пошел по неправильной дороге, когда мог поступить в ссуз и получать востребованную профессию. Игорь Петришенко еще раз обратил внимание и на проблему с нехваткой детских садов. Хотя это не единственная сложность: в сельской местности охват дошкольным образованием лишь немного больше 53 процентов, в то время как в городе – более 90 процентов. «Не отсюда ли у нас более низкие результаты учебной деятельности у детей из сельской местности?» – обратился он к специалистам. Нужно, чтобы в сады в регионах приезжала работать молодежь, закреплялась на местах, а для этого надо строить жилье, предоставлять земельные участки. Главой государства соответствующие задачи перед облисполкомами уже поставлены. К слову, Первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков анонсировал в ближайшее время серьезное совещание у Президента, которое будет посвящено острым вопросам развития отрасли.

Что с зарплатами?

Игорь Петришенко еще раз расставил акценты: новая система оплаты труда более прозрачная. И поручил всем руководителям довести до работников нюансы начисления заработной платы, которая, что особенно важно, не уменьшается.

– Что же касается повышения зарплат, то мы будем четко следовать поручениям Президента, и к 2025 году зарплата педагогов составит 100 процентов от средней по стране, а профессорско-преподавательского состава – 150 процентов. Для этого есть план действий.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 6 февраля 2020 г.

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.