БиблиотекаНовостиРазноеСовременные подростки все еще стесняются беседовать на личные темы с родителями

Современные подростки все еще стесняются беседовать на личные темы с родителями

21 год назад Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) разработал специальные интерактивные методики, признанные на сегодня министерствами образования и здравоохранения в 54 странах. Молодежная сеть Y-PEER – это получение образования методом «равный обучает равного», дебаты, базовые тренинги в волонтерских школах, семинары по гендерной теории и репродуктивному здоровью. Первая попытка приобщить белорусских школьников от 14 до 18 лет к проекту была предпринята еще в 2007 году, однако особым успехом тогда не увенчалась. Вдохнуть новую жизнь в процесс удалось три года назад. За это время около 100 молодых людей прошли обучение в качестве волонтеров и почти 2000 школьников приняли участие в тренингах по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья. Как и следовало ожидать, подростки намного охотнее общаются на «взрослые темы» со старшими друзьями, которым можно задать любые вопросы и получить исчерпывающие ответы.

Подростки

Долгое время основной проблемой сексуального образования в нашей стране считалось его отсутствие, говорит волонтер-тренер сети Y-PEER, медик по образованию Анастасия Камыш:

– Лишь недавно в школах ввели факультативные занятия, а до этого само собой предполагалось, что дети задают интересующие их вопросы родителям, старшим братьям и сестрам. Или же просто «гуглят» в сети. На деле выяснилось: хотя современное поколение гораздо более «продвинутое», однако беседовать на интимные темы со старшими родственниками большинству ребят проблематично. Да и не каждый родитель морально готов к тому, чтобы объяснять ребенку вещи, которые все еще считаются в нашем обществе стыдными, табуированными. Неудивительно, что основную информацию школьники получали и продолжают получать в интернете. Говорить в таком случае о грамотном отношении к своему репродуктивному здоровью по меньшей мере глупо. Нужно объяснять им, что есть реальная жизнь, а есть фильмы, фантазии, не всегда подходящий им опыт других людей.

– В нашей стране пока не готовы внедрять комплексное сексуальное образование в рамках обязательного школьного предмета, поэтому обучение «равный равному» представляется разумной альтернативой, – высказывает свою точку зрения координатор программ по сексуальному репродуктивному здоровью и молодежи ЮНФПА в Беларуси Александр Давиденко. – Миссия сети Y-PEER заключается в продвижении образования в области репродуктивного и сексуального здоровья молодежи, установок на развитие личности, равенства в межличностных отношениях.

– Кто приглашает ваших специалистов на тренинги в учебные заведения?

– Директора, завучи по воспитательной работе, учителя. Это могут быть даже бывшие ученики, которые стали нашими волонтерами и теперь хотят поделиться полезными знаниями с ребятами из своей школы. Чаще всего мы работаем с подростками из Минска, но в последнее время география сети начала расширяться, теперь нередко выезжаем в регионы.

– Какие впечатления у вас сложились об уровне знаний подрастающего поколения о сексуальном и репродуктивном здоровье?

– Противоречивые, – признается Александр. – Школьники изучают биологию, анатомию, знают про пестики и тычинки, но когда заходит речь, к примеру, о сексуальном насилии, они оказываются совершенно неподготовленными к жизненным ситуациям, которые, к сожалению, могут случиться с каждым. Подростки не знают «границ» своего тела, плохо оценивают поведенческие риски. То же самое касается проблемы употребления психоактивных веществ, элементарных знаний о своем интимном здоровье. Все ребята вроде бы в курсе, что презерватив защищает от ВИЧ и от внеплановой беременности, но на тренингах часто задают вопрос: «А как его правильно подбирать и надевать?» Или, к примеру, до сих пор многие уверены: прерванный половой акт – гарантия того, что беременность не наступит. То есть, несмотря на то что сегодня никого из тинейджеров нельзя удивить разговорами на тему секса, во многих вопросах они демонстрируют полную неподготовленность.

И это не их вина: подобно пациентам, которые привыкли ставить себе диагноз по интернету, ребята просто не в состоянии вычленить важное, нужное и полезное из того вала «знаний», которые они получают в сети. С одной стороны, секс сегодня доступен как никогда благодаря устаревшей форме сайтов знакомств и более «молодежным» приложениям вроде Tinder или Badoo, с другой – тема все еще по умолчанию стигматизирована в обществе. Возможно, нравственные устои в чем-то сильнее науки и здравого смысла.

– Современные подростки хотят слышать информацию от тех, кому они доверяют. Значит ли это, что с вашими тренерами они предельно откровенны?

– Не совсем. К примеру, в силу многих причин юноши и девушки предпочитают не заявлять открыто, что живут половой жизнью. Хотя, конечно, когда задают вопросы или проигрывают какие-то ситуации, когда принимают участие в дискуссиях, многие «палятся», – рассказывает Анастасия. – У нас был любопытный случай: однажды проводили тренинг, на который специально пригласили десять подростков 15–16 лет. На встречу пришли и их родители, которые были не против того, что с их детьми будут говорить о сексе. Подростков усадили на сцену и начали задавать вопросы – правда, отвечать надо было не про свой опыт, а про «условного одноклассника». Оказалось, что 95 % «одноклассников» уже имели сексуальный опыт. Тогда кто-то из взрослых спросил: «А лично у вас секс уже был?» Все без исключения дети ответили отрицательно. Ну и кто тогда эти 95 %?

– Не приходилось конфликтовать с особо консервативными родителями или преподавателями?

– Мне кажется, они, наоборот, рады, что кто-то взял на себя непростую миссию образовывать детей, отвечать на «неудобные» вопросы, грамотно расставлять приоритеты в теме репродуктивного здоровья, – считает Александр. – Учитывая, как сильно изменился мир за последнее десятилетие, людям старшего поколения все труднее находить общий язык с современной молодежью. Подростки живут в совершенно иной среде, по-другому впитывают и интерпретируют полученные знания, просто нужно адекватно на это реагировать. И, конечно, главное – давать правильную и проверенную информацию.

Во многих странах мира такая тактика принесла свои плоды: к примеру, в Германии даже школьники младших классов получают знания по вопросам репродуктивного здоровья. В самом начале это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье. Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Подросткам в старших классах подробно и наглядно рассказывают о контрацепции, заболеваниях, беременности и абортах.

В Нидерландах, где самый низкий в мире уровень подростковых беременностей и ЗППП у несовершеннолетних, дети с раннего возраста смотрят обучающие мультфильмы, где им рассказывают об особенностях строения тела. Во многих штатах Америки ребенок с 3-го по 10-й класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии, абортах и т. д.

Вопреки распространенным стереотипам есть доказательство того, что сексуальное образование работает: опрос почти 5000 подростков показал: оно «сглаживает» возрастную разницу между партнерами и повышает уровень осознанности при вступлении в половые отношения. А еще «откладывает» начало сексуальной жизни, потому что молодежь больше задумывается о последствиях для своего здоровья.

– Некоторые полагают, что беседовать с детьми о сексе – значит лишать их детства.

– Именно для того, чтобы детство продлилось дольше, чтобы ребенок не столкнулся по своей глупости и наивности с проблемой внеплановой беременности или с серьезным заболеванием, которое в дальнейшем приведет к бесплодию, и нужно обсуждать такие вещи на понятном и доступном для школьников языке.

В ТЕМУ

Тренер-волонтер – парень или девушка 16–20 лет, с которыми подростки могут чувствовать себя комфортнее, чем с учителем постарше (он не должен присутствовать во время тренингов). Это создает в группе особый микроклимат: здесь все равны, просто у кого-то есть знания, которыми он делится с остальными. Открытое общение в игровой форме помогает подросткам без стеснения говорить о том, что их волнует, или даже рассказывать про свой сексуальный опыт. Общение максимально отдалено от школьных лекций: нужную информацию до ребят доносят через игры или дебаты. Один из методов на таких занятиях – игра «Линия риска». Волонтеры называют определенные ситуации, при которых можно заразиться ВИЧ, а подростки должны ответить, высок или низок риск заражения либо его нет вообще.

Благодаря профессиональному подходу молодых тренеров, концепции интерактивного обучения и всесторонней поддержке Фонда ООН в области народонаселения сеть Y-PEER приобрела уникальную репутацию и имеет огромную популярность во многих странах мира как эффективная инициатива в области нравственно-сексуального воспитания молодых людей и развития их лидерского потенциала. Международную сеть Y-PEER образуют национальные сети более чем 40 стран Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки, Тихоокеанского региона.

Людмила Конопелько, «Народная газета», 26 июля 2019 г.

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.