БиблиотекаНовостиРазное В Минске присудили премии и гранты лучшим столичным учителям. За какие заслуги?

В Минске присудили премии и гранты лучшим столичным учителям. За какие заслуги?

Чтобы узнать, какие изменения происходят в столичном образовании, мы побывали в школьных столовых и на уроках, заглянули в детские сады и центры внешкольной работы, познакомились с лучшими преподавателями и учениками.

Ученики

Сто денежных наград достались победителям конкурса «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы». Это практики-новаторы и те, кто имеет богатый наставнический опыт.

– Конкурсу уже почти 20 лет. Его идея такова: выявить и распространить лучшие образовательные методики, направленные на повышение качества преподавания в столице, поощрить инновации и поддержать педагогов, – рассказывает начальник Центра поддержки и развития инновационной образовательной практики Минского городского института развития образования Людмила Венцерева.

За это время реализованы сотни проектов, без которых сегодня, кажется, уже и не представить образовательный процесс. Например, еще на заре конкурса именно минские учителя разработали систему работы с одаренными и высокомотивированными учениками. Ее впоследствии стали применять по всему городу.

Направления, над которыми сегодня задумываются педагоги, диктует время. Образование становится цифровым, а это значит, что появляются проекты, связанные с применением информационных технологий. Наставники ведут блоги и разрабатывают сайты, систему дистанционного обучения.

Или вот еще пример. Благодаря достижениям белорусской медицины в нашей стране стали проводить операции по кохлеарной имплантации. За 10 лет более полутысячи детей, которые родились глухими, смогли впервые услышать мир. Таких ребят становится больше, их реабилитация длится годами. Со слуховыми протезами они учатся говорить и жить. Столичные педагоги отреагировали – стали разрабатывать методику работы с подопечными. И этот опыт бесценен.

По словам Людмилы Георгиевны, поучаствовать в конкурсе может любой учитель вне зависимости от категории и стажа. Сегодня и молодые наставники предлагают интересные проекты, при этом ценятся мысли умудренных опытом.

Учитель-легенда

Когда на сцену концертного зала «Верхний город» пригласили очередного победителя конкурса, чтобы вручить ему премию, зрители бурно зааплодировали. 83-летний учитель из столичной школы № 19 Александр Фельдман – легенда! В свои годы он не просто бодр и весел, а продолжает преподавать царицу наук математику у старшеклассников на повышенном уровне. Александр Маркович стал автором собственной системы алгоритмических подходов к решению задач. Недавно издал книгу «Математики в школе много не бывает». И вот мы уже спешим к нему на урок.

Застаем его в классе во время очередного занятия – пишет на доске условие задачи.

– Кто правильно определит площадь боковой поверхности конуса, получит две десятки!

Фельдман воодушевляет детей на труд и… покидает на пару минут кабинет, чтобы дать интервью.

– И не боитесь, что начнут списывать? – удивляемся.

– Задача тяжелая, никто не решит, – улыбается Александр Маркович.

За время работы у него сложился авторский стиль преподавания. Ежедневно до начала занятий проводит консультации: к нему приходят дети, которые испытывают трудности в решении задач. Возможно, и ту, что на две десятки, вскоре будет разбирать с классом.

– Минувшим летом на ЦТ по математике двое моих учеников получили 100 баллов, – вспоминает недавние успехи выпускников Фельдман.

После очередной вступительной кампании учитель анализирует задачи, которые предлагали абитуриентам. Рассматривает их со старшеклассниками, делится опытом с учителями, которые приезжают к нему со всего города на семинары. Некоторые тестовые задания впоследствии становятся поводом для написания отдельных статей.

– Я придаю большое значение культуре записи решения. Это рассказ, сочинение! Его надо изложить четко и отразить красоту мысли, – замечает математик и, вернувшись в класс, встречает взгляды озадаченных учеников.  Значит, разберем сложное задание завтра!

Напоследок Александр Маркович показывает свой новый гаджет – телескопическую указку с фонариком. Направляет ее на доску – и нужные формулы подсвечиваются.

– Теперь урокам математики ничто не угрожает, – смеется учитель.

Согласны: вдруг электричество пропадет!

Александр Маркович говорит, что среди всех наград, которые он получал, не хватает разве что почетного звания «Народный учитель». Правда, негласно талантливый педагог давно стал народным – знаменитого наставника любят и ценят. Первый его выпуск ребят состоялся в далеком 1964 году. С тех пор ежегодно он отправляет во взрослое плавание минимум по классу детей, влюбленных в математику.

За стеклом

Еще один масштабный проект, который был удостоен гранта, посвящен решению конфликтов в ученической среде. Специалисты комитета по образованию Мингорисполкома и Минского городского института развития образования разрабатывают региональную модель школьных служб медиации. Это значит, что в скором времени любые разногласия будут решаться, так сказать, мирным путем, через переговоры. И такой способ будет доступен в любой школе. Пока же в качестве площадок по внедрению служб медиации выбраны гимназии № 17 и 43, а также средняя школа № 205. В последней, например, работает школа юного медиатора «Шанс». Здесь разрабатываются тематические смены на каникулах для ребят, которые хотят быть посредниками в решении конфликтов.

Один из самых молодых конкурсантов – учитель биологии Минского государственного профессионально-технического колледжа торговли Ярослав Горбачев. Педагог, за плечами которого трехлетний опыт преподавания, мыслит весьма прогрессивно. Ему присудили грант за разработку инновационного проекта.

– На занятиях практикую перевернутое обучение, – поясняет Ярослав Евгеньевич. Преподаватель не рассказывает программный материал на уроке, а предлагает ученикам изучить его самостоятельно дома. Дети готовятся, а затем в классе вместе обсуждают детали.

Между тем такая модель обучения не нова. Но есть нюанс. И он в данный момент за спиной у учителя. Горбачев показывает свое ноу-хау – лайтборд, который занял место привычной доски.

Если педагогу необходимо сделать записи для класса, используются стеклянная панель и обычный маркер. Опустив белый экран и включив проектор, можно вывести на доску любое изображение. Но у этой технической штуковины есть и еще одна принципиально важная функция: благодаря ей учитель снимает видеоролики. Они помогают быстро усвоить новый материал самостоятельно.

– Когда учился в университете, у меня был предмет «Иммунология» – один из самых непростых для студентов. Приходилось многое изучать самостоятельно. Но как? В учебниках темы излагались сложным языком. В интернете нашел видеолекции российского профессора Игоря Окштейна, и они мне очень понравились, – вспоминает Ярослав Евгеньевич.

Вышеупомянутый преподаватель использовал нестандартный способ создания сюжетов: он выступал на черном фоне, а если требовалось написать для зрителя, скажем, формулу или схему, выводил ее в воздухе, словно рисовал на объективе видеокамеры.

Молодой биолог Ярослав Горбачев подходит к своему лайтборду, на полметра отодвигает от стены стеклянный экран, становится за ним и начинает писать. Подождите! Осталось включить камеру. Специальная программа в автоматическом режиме отзеркаливает все, что будет написано на доске. В результате кажется, что учитель рисует светом в воздухе.

У него уже четыре версии лайтбордов, все самодельные. Тот, что разместил в классе, устанавливал вместе с учителем географии. Говорит, до 12 ночи сидели и монтировали конструкцию на протяжении полутора месяцев.

– Лайтборды уже есть в продаже, но они дорогие, так как это еще штучные экземпляры. Себестоимость моего – примерно 2 тыс. рублей. Например, российский упрощенный аналог (не выдвижной) обойдется в четыре раза дороже, – утверждает Горбачев.

Сейчас он создает полный курс лекций по биологии, следом – химия. Планирует выложить видео в общий доступ на YouTube.

Юлия Бурдо, информационное агентство «Минск-Новости»
(фото автора)

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.