БиблиотекаНовостиВажные события15 марта - День Конституции

15 марта - День Конституции

Накануне Дня Конституции корреспондент «НС» побеседовал с судьей Конституционного Суда Беларуси, доктором юридических наук, профессором Леонидом РЯБЦЕВЫМ.

- Леонид Михайлович, сколько решений в порядке обязательного предварительного контроля было принято Конституционным Судом в минувшем году?

- Была проверена конституционность 55 законов исходя из того, что последовательная реализация в них положений Конституции о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели общества и государства, развитие в законах иных конституционных ценностей, обеспечение в законодательном регулировании действенных механизмов внедрения конституционных принципов и норм являются основой конституционной законности.

- Недавно в нашей стране был принят закон о внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, а также КоАП и ПИКоАП. Расскажите, пожалуйста, об основных положениях этого документа.

- Конституционный Суд отметил, что введение указанным законом института досудебного соглашения о сотрудничестве направлено на повышение эффективности борьбы с преступностью, в том числе организованной, полное и оперативное расследование злодеяний, расширение возможностей по возмещению причиненного преступлением вреда (ущерба) и обеспечение тем самым охраны конституционных прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов и установленного правопорядка от преступных посягательств.

Было обращено внимание на то, что устанавливаемое проверяемым законом правовое регулирование уголовно-правовой компенсации призвано гарантировать назначение лицу, совершившему преступление, наказания и иных мер уголовной ответственности, необходимых и достаточных для его исправления, их адекватность наступившим вследствие совершения преступления общественно опасным последствиям и обеспечить тем самым баланс основных прав гражданина (индивида) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступлений.

В отношении новой редакции статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса, устанавливающей, что суд, прокурор или следователь с согласия прокурора имеют право прекращать производство по уголовному делу и освобождать лицо от уголовной ответственности, в том числе в связи с утратой деянием общественной опасности, и что принятие решения об освобождении лица от уголовной ответственности по основаниям, не связанным с примирением с потерпевшим, не зависит от волеизъявления потерпевшего, КС выражена правовая позиция, согласно которой конституционная обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод личности, а, следовательно, и лица, потерпевшего от преступления, не означает наделения самого потерпевшего по делам публичного обвинения правом предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении определенного лица. Такое право по указанной категории уголовных дел может принадлежать только государству в лице его органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовное преследование.

- Также был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе и в Уголовный кодекс, по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств…

- В соответствии с Законом «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов» в УК включены нормы, закрепленные в Декрете № 6 Президента страны.

С учетом того, что основным непосредственным объектом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является здоровье населения и что субъективная сторона данных преступлений характеризуется прямым умыслом, согласно закону возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом указанных средств или веществ, снижен с 16 до 14 лет (части 2-5 ст. 328 УК).

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом, заключается в том, что снижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность за названные преступления, обусловлено, прежде всего, повышенной степенью общественной опасности распространения среди молодежи этого пагубного явления, а также тяжестью последствий, наступающих в результате употребления наркотических средств. При этом учитывался современный уровень физического и психического развития несовершеннолетних, которые осознают фактический характер и степень общественной опасности деяний, связанных с оборотом наркотиков, а также ответственность за подобные правонарушения.

Вместе с тем Конституционный Суд обратил внимание правоприменителей на то, что порядок производства при применении уголовного закона по делам, связанным со сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов несовершеннолетними, должен основываться на принципах справедливости и гуманизма с учетом их социальных, возрастных и физиологических особенностей.

Законом в ст. 328 УК внесены изменения, в соответствии с которыми при наличии в совершенном лицом деянии квалифицирующих признаков увеличивается максимальный срок лишения свободы, в частности, за незаконное с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, совершенные группой лиц, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования, сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему.

Данная статья УК дополнена частью 5, устанавливающей уголовную ответственность за действия, предусмотренные частями 2-4 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Кроме того, УК дополнен ст.ст. 328-1 и 328-2 об уголовной ответственности за незаконное перемещение через Государственную границу Беларуси наркотических средств, а также их употребление в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии наркотического опьянения.

Рассматривая наказание как принудительную меру уголовно-правового воздействия, заключающуюся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного, КС отметил, что Парламент Беларуси, реализуя свои конституционные полномочия, при установлении мер уголовной ответственности исходит из нормы ст. 23 Конституции о возможности ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, с учетом степени общественной опасности деяний, размера причиненного ущерба и иных обстоятельств.

Внесенные Законом в УК дополнения и изменения, выражающиеся в криминализации отдельных деяний и усилении уголовной ответственности за преступления в указанной сфере, обусловлены значительной степенью общественной опасности таких деяний, необходимостью защиты конституционных прав граждан на жизнь и на охрану здоровья, а также обеспечения интересов национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц.

С учетом отмеченного Конституционный Суд изложил свою правовую позицию, суть которой заключается в том, что вносимые в УК дополнения и изменения направлены на защиту жизни и здоровья граждан, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечение безопасности общества и государства с учетом международных обязательств нашей республики как участника международных конвенций по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Данное правовое регулирование имеет также целью создание условий для обеспечения режима законности и правопорядка в части принятия неотложных мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

Таким образом, оценка конституционности правовых норм проверяемого закона осуществлялась Конституционным Судом с учетом их влияния на развитие общественных отношений на основе конституционных ценностей, принципов и норм.

Беседовал Станислав ДОРОЩЁНОК, «На страже».

По информации официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.