БиблиотекаНовостиВажные событияИгорь Карпенко – о роли образования в построении IT-страны

Игорь Карпенко – о роли образования в построении IT-страны

Еще с советских времен наша страна славится сильной школой математиков, инженеров, программистов. Именно «технари» рождали прогрессивные идеи и двигали экономику. А сегодня, когда технологии активно проникают во все сферы, цифровая грамотность превращается в важнейший профессиональный навык. Готова ли система образования стать прочным фундаментом для IT-страны? Об этом в интервью «СБ. Беларусь сегодня» рассказал Министр образования Игорь КАРПЕНКО.

Игорь Карпенко

– Концептуальными подходами к развитию системы образования до 2020 года (и на перспективу до 2030‑го) определены задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в этой сфере, а также механизмы их реализации. А чтобы работа была системной, министерство еще разработало и утвердило Концепцию цифровой трансформации процессов в системе образования. Так мы заложили правовую базу для модернизации инфраструктуры учреждений образования и внедрения прорывных технологий в учебный процесс. Впрочем, уже сейчас более 91 % школ обеспечены широкополосным доступом в интернет, а все учреждения профобразования подключены к глобальным информационным ресурсам. Начался активный процесс перехода и к облачным технологиям. Идет пересмотр специальностей, совершенствуется содержание образовательных программ, активно внедряются цифровые технологии и сопутствующие им сервисы – электронные учебники, дневники, журналы, студенческие билеты и многое другое.

– Не слишком ли медленно идет процесс цифровизации? Ведь не раз звучали предложения отказаться полностью от тех же бумажных дневников и журналов…

– Внедрение цифровых технологий предполагает не революцию и не реформу системы образования, а постепенное, вдумчивое и грамотное проведение ранее начатых преобразований. Поэтому в приказном порядке заставить все школы, скажем, с 1 сентября перейти на электронный журнал было бы равносильно тому, чтобы, как говорят, «запрягать телегу впереди лошади». Во‑первых, сейчас этот сервис использует небольшое количество школ, причем в основном в Минске. Во‑вторых, ведение журналов в электронном виде – это всего лишь микроскопическая толика той огромной работы, которую необходимо выполнить. Цифровизация должна затронуть как собственно образовательный процесс, так и жизнедеятельность учреждений образования в целом, включая обеспечение безопасности учеников, организацию питания и проезда к месту учебы. Поэтому Министерство образования и начало эту работу с внедрения пилотных проектов в отдельных школах, чтобы грамотно определить действительно необходимый набор сервисов для образовательного процесса. Нужно понимать, что система образования не терпит необдуманных действий и каждое управленческое решение мы обсуждаем с профессионалами, учеными, педагогами-практиками, учениками и их родителями, а также с общественностью.

– Но квалифицированные IT‑специалисты рынку нужны уже сегодня. Как решается эта задача?

– Сейчас 18 вузов предлагают более трех десятков IT‑специальностей. На первой ступени такое образование получают более 22 тысяч человек, и еще свыше 2000 – на второй. Каждый год мы выпускаем около 7000 IT‑специалистов с высшим образованием. В прошлом году прием на такие специальности увеличен на 3,5 %, а в этом планируем зачислить на первый курс еще на 650 человек больше. Открываем в отдельных вузах и новые специальности, среди которых «Электронный маркетинг», «Программируемые мобильные системы», «Дизайн (виртуальной среды)», «Системный анализ, управление и обработка информации». На этих кафедрах работают опытные преподаватели, плюс более 300 специалистов привлечено из реального сектора экономики. Профессиональные IT‑компетенции формируют в 35 ссузах по четырем специальностям, на которых обучаются более 6500 человек. В прошлом году мы выпустили 1650 таких специалистов, в этом набор увеличен на 100 абитуриентов. Кроме того, еще 63 учреждения образования по двум специальностям готовят кадры для IT-сферы на уровне профессионально-технического образования и ведут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих по заказу организаций, центров занятости и физических лиц. Организована и переподготовка руководящих работников и специалистов с высшим образованием по «Программному обеспечению встроенных компьютерных систем», «Проектированию программного обеспечения информационных систем», «Web-дизайну и компьютерной графике» и «Тестированию программного обеспечения». У нас свыше 260 договоров учреждений образования с организациями-заказчиками кадров, в том числе с резидентами Парка высоких технологий (в IT-компаниях работает более 40 филиалов кафедр!). Компания Wargaming и вовсе учредила первые 16 стипендий для наиболее талантливых студентов БГУ, представивших свои IT‑разработки. Работает в вузах и около 60 совместных с ведущими мировыми компаниями лабораторий и 16 образовательных центров.

– Оборудование – больная тема для образования. Грамотного специалиста невозможно подготовить без современной техники.

– Компьютерную технику и другие технологии обновляем по Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы за счет средств республиканского бюджета и средств от внебюджетной деятельности, а также спонсорской помощи организаций реального сектора экономики. В прошлом году 129 IT-компаний оказали спонсорскую помощь вузам на сумму более 750 000 рублей. Кроме того, компании мирового уровня предоставляют бесплатно свои программные, аппаратные продукты для использования в качестве учебно‑методических материалов в учебном процессе. К сожалению, инициатором взаимодействия в области подготовки кадров для IТ чаще всего выступают не организации-заказчики кадров, а учреждения образования. Хотя именно заказчик должен влиять на ход подготовки своего будущего работника, поскольку система образования не обладает исчерпывающей информацией о реальной потребности IT-рынка. Поэтому Стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций, утвержденная в конце прошлого года постановлением Совета Министров, предусматривает разработку Национальной рамки квалификаций и создание секторальных советов, которые должны выступить заказчиком кадров для отрасли. Также в новую редакцию Кодекса об образовании заложена норма о переходе на примерные учебные планы и программы взамен типовых, чтобы заказчики кадров могли активно и оперативно влиять на содержание профессиональной подготовки своих будущих работников. Кстати, один из первых секторальных советов по развитию квалификаций еще пять лет назад был создан именно в сфере информационных технологий на базе ПВТ, но конкретных и актуальных требований к компетенциям, которые необходимо сформировать у выпускника за годы учебы, пока не поступало.

– Все чаще говорят и о том, что готовить к IТ нужно едва ли не с детского сада. Вы согласны?

– В этом есть доля правды, ведь ключевую роль в подготовке IT‑специалистов играет профориентация на самых ранних этапах. Работа программиста будет интересна тем, кто серьезно увлекается компьютерами, с раннего детства интересуется, как разрабатываются и работают программы. С 1 сентября 2018 года по инициативе Министерства образования у школьников 10–11‑х классов есть возможность осваивать профессии в том числе для сферы IТ, с присвоением начального разряда. А в этом году планируем запустить эксперимент в Орше, где образовательную программу профессиональной подготовки по IT-профессиям старшеклассники будут осваивать в дистанционной форме с профессорско-преподавательским составом и техническими возможностями БГУИР. По поручению Президента идет работа и по созданию Национального детского технопарка для наиболее одаренных учеников 6–11-х классов. Здесь особый акцент будет сделан на практику, с использованием современного высокотехнологичного оборудования и привлечением ведущих ученых и специалистов университетов, научно‑исследовательских и промышленных организаций. А одним из основных направлений станут информационные технологии, при этом компании – резиденты ПВТ также смогут принимать активное участие в деятельности технопарка, формируя задания, непосредственно руководя проектами, оказывая финансовую поддержку. Фактически детский технопарк может стать экспериментальной площадкой для IT-компаний, где те смогут отрабатывать самые передовые технологии. Причем такой опыт уже есть: совместно с ПВТ реализуется программа Scratch для учеников начальной школы – дети учатся программированию через игру.

– В Послании Президента белорусскому народу и Парламенту прозвучала мысль: курс на построение IT-страны сохранится, но не стоит забывать и о потребностях насущных.

– Очевидно, что IT‑решения должны внедряться и в промышленность, повышая ее эффективность, создавать новые направления в экономике, улучшать качество государственных услуг. Сейчас резиденты ПВТ практически полностью исключены из тех цепочек производства, которые существуют в стране. Не осуществляют они и образовательную деятельность. При этом система образования готовит IT-кадры для белорусской экономики в целом, не ограничиваясь исключительно резидентами Парка. Поэтому один из главных приоритетов в развитии IT-сферы в Беларуси – открытие в вузах ряда новых высокотехнологичных специальностей, смежных с IT-сферой. К примеру, БГУ уже сегодня их предлагает – от математической теории до клеточной биофизики и нейрофизиологии, искусственного интеллекта и робототехники.

В то же время выпускников вузов часто рассматривают как элементы глобального IT-механизма, процесс обучения которых нужно строить исключительно в интересах IT‑отрасли. В итоге вносятся сомнительные предложения, вроде возможности «учить только то, что нравится», «ввести по пять уроков в неделю английского начиная с первого класса», «вместо домашнего задания – видеолекции в интернете», а в перспективе – полный отказ от учреждений образования и возможность получения образования с помощью интернета. Но система образования – не сфера услуг в обычном ее понимании бизнесом, а образование – не только обучение, но еще и воспитание. При этом, по информации Национального статистического комитета, количество уволенных от общего числа работников организаций – резидентов ПВТ в 2016 году составляло 19,6 % от общей численности, а в 2018 – 24,3 %. За прошлый год из 41 156 работников организаций – резидентов Парка прошли повышение квалификации только 795, стажировку – 8, переподготовку – 7. В то же время привлечены к работе 3624 человека с общим средним образованием (почти 9 % от общей численности работников!). По факту используется для выполнения конкретных заданий «живой материал», люди, подготовленные системой образования, а после выполнения проекта они заменяются новыми. Поэтому система образования, принимая во внимание потребности IT-сферы и используя достижения в области цифровой трансформации общества, все же будет ориентироваться на подготовку кадров в интересах всего социально-экономического комплекса страны.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 22 мая 2019 г.

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.