БиблиотекаНовостиВажные событияНа повестке дня – актуальные вопросы развития национальной системы образования

На повестке дня – актуальные вопросы развития национальной системы образования

На базе Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка состоялась рабочая встреча депутатов Постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке с руководством Министерства образования Республики Беларусь.

Минобразование

Участники встречи обсудили актуальные вопросы развития национальной системы образования.

Деятельность Министерства образования направлена на повышение качества и доступности образования на всех его уровнях, реализацию Концептуальных подходов к развитию системы образования, принятых на Республиканском педагогическом совете в 2017 году, выполнение поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров, показателей Государственных программ.

Стабильное финансирование отрасли, последовательное укрепление ее кадрового потенциала и материальной базы позволяют Республике Беларусь по показателям в сфере образования занимать устойчивые позиции в группе наиболее развитых стран мира. По Индексу человеческого развития по этим показателям наша республика входит в группу 30 наиболее развитых стран мира.

Выступая перед депутатами, Министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко отметил: «Концептуальные подходы к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года нашли отражение в новой редакции Кодекса об образовании.

По всем уровням образования реализованы меры, направленные на выполнение социальных стандартов, качественное обучение, должное воспитание и заботу о здоровье обучающихся.

По поручению Главы государства мы обновили все школьные учебные программы. По ним уже занимаются ученики I–VIII классов. Полностью переход на новые программы завершится в 2021/2022 учебном году.

При обновлении учебных программ мы учли пожелания педагогов и родителей, мнения экспертов.

В соответствии с программами ведется разработка новых учебников. Авторские коллективы отбираются по результатам конкурса. Каждый пятый в их составе – учитель-практик.

За три последних года обновлено и издано 144 учебных пособия. До 1 сентября этого года обновим оставшиеся 73. Причем до издания новые учебники проходят тройную экспертизу.

Одновременно внимательно анализируем ход внедрения программ и учебников в образовательный процесс, изучая мнение педагогов, учащихся и их родителей. С этой целью созданы экспертные группы по предметам, в которые включены учителя-методисты.

В целом программы и учебники позитивно воспринимаются в школах.

Для популяризации педагогических и сельскохозяйственных профессий открыты педагогические классы и классы аграрной направленности. Совместно с Министерством спорта и туризма принято решение об открытии профильных спортивно-педагогических классов.

С 1 сентября прошлого года для всех базовых X классов введен учебный предмет «Трудовое обучение» (6 часов в неделю), в рамках которого организована профессиональная подготовка более чем по 70 рабочим профессиям. Наиболее востребованными являются профессии швеи, плотника, штукатура, столяра, повара, продавца и другие.

Занятия проводятся на базе учреждений общего среднего и профессионально-технического образования. По итогам года мы выявим вопросы в профессиональной подготовке школьников, которые требуют корректировки, и проведем ее.

В следующем учебном году профессиональная подготовка будет организована и в XI классах. В 2018 г. Республика Беларусь впервые приняла участие в исследовании PISA, в котором приняли участие 5830 15-летних обучающихся. Результаты будут известны ближе к концу года. И они для нас важны, так как мы планируем совершенствовать итоговую аттестацию школьников.

Дополнительную перегрузку вызывает и существующая сегодня форма итоговой аттестации. Мы можем разгрузить выпускников ХI класса, увязав по форме и содержанию выпускные экзамены со сдачей централизованного тестирования. Вопрос прорабатывается, ведется его обсуждение.

Что касается методики централизованного тестирования, то порядок его организации и проведения остается прежним. Изменили лишь систему подсчета баллов.

Раньше определялся рейтинг абитуриента среди всех прошедших тестирование. Сейчас можно определить и рейтинг, и сопоставить баллы ЦТ с итоговыми отметками в школе.

Процедура обработки результатов ЦТ станет более открытой и прозрачной. Абитуриенты на основе размещенной в открытом доступе информации о первичных баллах смогут прогнозировать свой результат.

Для выявления и поддержки одаренных учащихся и молодежи, ранней подготовки специалистов для прорывных отраслей экономики предлагается организация Национального детского технопарка. В нем ежегодно будут обучаться около 2000 человек в условиях, специально созданных для учебы, научно-технического творчества и последующего дистанционного сопровождения талантливого ребенка.

С учетом необходимости проведения комплекса работ его открытие предполагается с 1 января 2021 года.

В этом направлении мы будем использовать опыт Российской Федерации. Как вы знаете, недавно в Сочи прошла встреча министров образования, культуры, спорта с Президентами наших государств. На ней было предложено разработать программу обмена для обучения детей и повышения квалификации педагогов на базе российского центра «Сириус» и в создаваемом в Беларуси Национальном детском технопарке, а также в белорусском центре «Зубренок».

Во время встречи обсуждались также вопросы подготовки специалистов первой и второй ступени высшего образования, преподавания цикла социально-гуманитарных дисциплин, цифровой трансформации и др.

По сообщению Министерства образования
(фото Министерства образования)

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.