БиблиотекаНовостиВажные событияВ Москве намечены перспективы совместной работы в сфере образования, молодежной политики и научно-технического сотрудничества Российской Федерации и Беларуси

В Москве намечены перспективы совместной работы в сфере образования, молодежной политики и научно-технического сотрудничества Российской Федерации и Беларуси

В своем докладе «О мерах по формированию и перспективах развития общего образовательного пространства» на совместном заседании коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации 24 ноября в Москве первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Вадим Богуш отметил, что «за последние 5 лет Россия и Беларусь заметно продвинулись по пути укрепления всестороннего сотрудничества. Созданы все условия для реализации гражданами Российской Федерации и Республики Беларусь равных прав на доступное и качественное образование».

Около десятка основных нормативных правовых актов регламентируют развитие единого образовательного пространства Беларуси и России. Между двумя странами на различных уровнях (правительственном, ведомственном, вузовском) заключено более 800 договоров, которые во многом способствуют его формированию.

Особое место в реализации согласованной образовательной политики в рамках Союзного государства занимает утвержденная постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 г. № 7 Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, нацеленная на сохранение и развитие общего социального пространства Союзного государства.

Вадим Богуш рассказал, что Беларусь и Россия предъявляют схожие требования к предоставлению услуг в сфере дошкольного образования. На сегодняшний день в Беларуси обеспечен рост объема охвата детей в возрасте 1-5 лет дошкольными образовательными учреждениями. В Республике Беларусь в целях обеспечения доступности дошкольного образования, созданы условия для развития частных детских садов.

«Перспективными направлениями сотрудничества наших стран в сфере дошкольного образования являются: выявление эффективных путей обеспечения доступного качественного дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений дошкольного образования и социума, реализация совместных исследований его оценки; разработка программ для детей раннего и дошкольного возраста и методическое обеспечение их содержания; установление и развитие прямых связей между заинтересованными дошкольными учреждениями», - отмечено в докладе.

В качестве основной задачи, стоящей перед системами образования Беларуси и России, первый замминистра образования Беларуси отметил выработку единых подходов к отбору и структурированию содержания образования.

Касаясь вопросов профессионального образования, первый замминистра отметил, что в соответствии с потребностями развития высокотехнологичных производств оптимизируются объемы и структура подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих кадров.

Отметим, что в Беларуси функционирует 166 государственных учреждений профессионально-технического образования и 119 государственных учреждений среднего специального образования, 53 учреждения высшего образования.

На уровне профессионально-технического образования доля производственного обучения составляет более 40%, на уровне среднего специального образования – более 20%.

В то же время, как заметил Вадим Богуш, «в системе профессиональной подготовки кадров есть над чем работать». Это - расширение интеграции образовательных программ, организация экспериментальных площадок по апробации практик обучения и воспитания, создание базы данных передовых воспитательных практик и механизмов их мультипликации в образовательный процесс учреждений образования/образовательных организаций; реализация совместных проектов, направленных на создание современного имиджа и повышение привлекательности профессионального образования, формирование профессиональной мобильности и культуры труда молодежи Беларуси и России.

Также первый замминистра сказал, что для учреждений высшего образования необходимо обеспечить правовое регулирование реализации сетевого (включенного) обучения.

Университеты Беларуси поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями и высшими учебными заведениями России в рамках более 550 договоров.

Важным направлением совместной деятельности является развитие межрегионального сотрудничества. На коллегии было отмечено, что сотрудничество в сфере образования организовано с 68 из 85 регионов Российской Федерации, в том числе с 42 – в рамках региональных программ сотрудничества. Взаимодействие в сфере образования осуществляется в рамках более 750 межвузовских соглашений, договоров, а также протоколов двустороннего сотрудничества.

Наиболее динамично развивается взаимодействие с органами управления образованием и учреждениями образования Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской областей и Краснодарского края.

Следует отметить традиционно тесные отношения с приграничными Смоленской, Брянской и Псковской областями.

Приоритетные направления развития образования на период до 2020 года уже определены. Это - совершенствование системы непрерывного образования в целях реализации в полном объеме принципа «Образование через всю жизнь»; развитие инклюзивного образования; сохранение и расширение доступности дошкольного образования; повышение качества общего среднего образования; обеспечение согласованности рынка труда и рынка образовательных услуг; формирование механизмов эффективного взаимодействия системы образования со сферой науки, отраслями экономики и социальной сферой; создание в учреждениях образования воспитывающей среды, направленной на саморазвитие и личностный рост учащейся и студенческой молодежи; повышение социального статуса педагога.

«Сегодня очень важно не останавливаться на достигнутом, идти дальше в укреплении взаимодействия и сотрудничества в целях решения стоящих перед системами образования Беларуси и России задач», - резюмировал Вадим Богуш.

По материалам официального интернет-портала Министерства образования Республики Беларусь
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.