Известные личности

Расположенная в центре Европы Беларусь оказалась на границе соприкосновения двух цивилизаций, между двумя направлениями развития европейской культуры — западной и восточной. Самобытность белорусского народа состоит в том, что он отвергает крайности полярных цивилизационных типов и одновременно стремится синтезировать их достижения на основе собственной, славянской  традиции. Типичное проявление такой сущности народа — духовный облик одного из самых выдающихся его представителей, просветителя и первопечатника Франциска (Георгия) Скорины. Он побывал во многих странах Европы, изучил их культуру, языки. Везде Скорина поднимал престиж своей Родины, своего народа и в то же время способствовал формированию общественной мысли Беларуси в рамках общеевропейской  культуры.

Огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов внесли наши знаменитые соотечественники Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич и другие.

Андрей Волан

Близкими воззрениям Скорины и Сапеги, демократичными по своей сути были и политико-правовые взгляды Андрея Волана. Он анализировал естественные права людей, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе.

Идея демократической организации общественной жизни, разработанная отечественными мыслителями, последовательно воплощалась в политико-правовой практике. Своей наивысшей юридической формы она достигла в Статутах Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. Со вступлением в действие первого Статута начался новый этап в развитии отечественной политической и правовой культуры, суть которого — формирование правового государства. Основополагающей идеей Статутов явилась идея верховенства закона. Статуты юридически закрепляли ряд прав и свобод, которые в будущем стали базовыми принципами европейской и американской демократий.

Андрей Волан

(1530—1610) — политический деятель, философ и правовед, один из основателей светского направления в отечественной социально-политической мысли, идеолог движения Реформации в Литве и Беларуси. Образование получил в университетах Франкфурта-на-Одере и Кенигсберга. Избирался в сойм Речи Посполитой, был секретарем у великого князя литовского и короля Польши. Внес значительный вклад в развитие отечественной социально-политической и правовой мысли. Автор около 30 работ, в том числе «О политической, или гражданской, свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «О государе и свойственных ему добродетелях».


Евфросинья Полоцкая

Свою просветительскую деятельность Евфросинья Полоцкая начала еще в ранние годы как переписчик книг. Для организации этого дела в Полоцке имелись необходимые предпосылки — библиотека Софийского собора была одной из богатейших на Руси. Часть переписанных Евфросиньей и ее сподвижниками книг впоследствии составила основу библиотеки созданного ею монастыря. В то же время она начинает заниматься и написанием собственных литературных сочинений.

В последующие периоды жизни Евфросиньи Полоцкой ее просветительская деятельность получает новое содержание. Она фактически положила начало осуществлению широкого образования народа, с ее именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации — сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Евфросиньей Полоцкой, действовали библиотеки, училища, скриптории, а также гостиницы и странноприимницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин.

Полочанка призывала людей к миру и согласию, пламенно протестовала против братоубийственных усобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.

Своей просветительской деятельностью Евфросинья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен.

Евфросинья Полоцкая

(светское имя Предслава; около 1101—1173) — полоцкая княжна, просветительница, игуменья монастыря св. Спаса в Полоцке. Достигнув полнолетия (12 лет), отказалась от династического брака и ушла в монастырь.
Первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых. Построила на свои средства две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. Вошла в историю как выдающаяся просветительница.
В конце жизни осуществила паломничество в Иерусалим. Сохранились церковные песнопения о Ефросинье Полоцкой. Единственный источник биографических сведений о ней — Житие Ефросиньи Полоцкой, в котором прославляется ее стремление к знаниям.

Кирилл Туровский

Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского — человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.

Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.

Кирилл Туровский

(ок. 1113—1190) — церковный деятель, писатель, проповедник. Родился и воспитывался в городе Турове в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование.
В 1161 году стал епископом туровским. Здесь же протекала и его исключительно плодотворная деятельность. Причислен церковью к лику святых. Снискал себе славу как блестящий стилист и оратор, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры.


Климент Смолятич

Из обширного литературного наследия Климента Смолятича до нас дошло лишь одно его небольшое произведение — «Послание пресвитеру Фоме». В воззрениях Климента можно выделить по крайней мере два аспекта: продолжение традиции в понимании сущности и предназначения человека и впервые сформулированная им идея нестяжательства как образа жизни. Климент исповедует приоритет в жизни человека духовного, вечного над материальным, сиюминутным. Такая жизненная позиция и сегодня близка многим  людям славянской цивилизации.

Призыв Климента Смолятича к духовности, к высшим ценностям бытия звучит весьма современно и актуально также для людей других цивилизаций.

Климент Смолятич

(? — после 1164) — церковно-политический деятель, мыслитель и просветитель. К сожалению, сведений о его жизни сохранилось очень мало. К середине ХІІ века получил известность своими глубокими познаниями, широкой эрудицией, литературным мастерством. В Ипатьевской летописи под 1147 годом о нем сообщалось:
«...И был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало». Никто из мыслителей Киевской Руси не удостаивался такой высокой оценки летописца. Смолятич вошел в историю как активный церковный и политический деятель.

Николай Гусовский

Важнейшие достижения в развитии белорусской культуры отмечены в период Великого Княжества Литовского. В частности, это относится к формированию гуманистического и демократического идеалов общественной жизни.

Гуманистический идеал наиболее полно отразил в своем творчестве Николай Гусовский. Содержание его произведения «Песнь о зубре» отличается глубоким философским и социальным звучанием, в нем отчетливо проявляется вера в деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного человека.

Николай Гусовский близок современному читателю своей горячей приверженностью идеям мира, дружбы и единения народов. Он признавал благородными и законными оборонительные войны, но считал преступным и презренным делом войны захватнические и междоусобные.

Николай Гусовский

(ок. 1470 — после 1533) — поэт-гуманист, представитель поэзии эпохи Возрождения. Родился в Гусове — одном из белорусских поселений Великого Княжества Литовского. Предполагают, что отец его был охотником. Образование получил в одной из местных кафедральных либо церковноприходских школ, а углублял знания в Вильно, в Польше и Италии. Как человек высокой культуры поэт получил доступ ко двору великого князя. Затем его стали привлекать для выполнения важных государственных поручений в составе посольских миссий. Так поэт оказался в Италии, где изучал страну, ее язык, культуру. Таким образом, в центре самой высокой и передовой на то время культуры окончательно формируются мировоззрение и творческая индивидуальность Гусовского. В Риме он пишет на латинском языке свое гениальное произведение «Песнь о зубре».


Франциск (Георгий) Скорина

Демократизм, приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция была заложена еще древними предками. Свое дальнейшее развитие она получила в социально-политической мысли и государственно-правовых институтах Великого Княжества Литовского. Ярким наследием являются три эпохальных произведения того времени — предисловие Франциска Скорины к Библии (1517—1522), Статут Великого Княжества Литовского (1529, 1566, 1588), особенно третья редакция с гениальными предисловиями Льва Сапеги, и трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской, свободе» (1572).

В предисловиях к изданным Скориной книгам ярко раскрылся его талант писателя, философа и ученого. Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры — Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения.

Издание Библии на языке народа  само  по  себе  становилось  мощным фактором раскрепощения его сознания и демократизации общественной жизни. Реализовав данную задачу, Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной, да и восточнославянской в целом, общественной мысли. Его литературное наследие и по сей день является одним из важнейших источников формирования национального сознания белорусов, а значит, и белорусской национально-государственной идеологии.

Идеи Скорины получили свое дальнейшее развитие в теоретической и практической деятельности таких отечественных мыслителей, как Лев Сапега и Андрей Волан.   
 
Франциск (Георгий) Скорина

(ок. 1490 — ок. 1551) — белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель, ученый-медик. Родился в Полоцке в семье купца. Первоначальное образование получил в Полоцке. Здесь и в Вильно, столице ВКЛ, продолжил обучение, овладел латынью. Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В Падуанском университете (Италия) получил степень доктора медицины. Путешествовал по странам Европы, приобрел общеевропейскую известность. В Праге создал первое в истории белорусское издательство. Там же издал 23 книги Библии на родном языке. В Вильно создал новое издательство. Последняя изданная им книга — «Апостол».



Лев Сапега

С именем Льва Сапеги по праву связывается утверждение в отечественной политической мысли и практике идеи правового государства, верховенства закона. Судьба народа, общества, по его мнению, должна зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной на подчинении всех и вся закону. В законе он видел главное и основное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества, между институтами государства и между властью и народом. Закон призван определять для всякого представителя власти рамки его действий, за которые он не имеет права выходить.   

Фундаментально также в политико-правовой теории Сапеги понятие «свобода». Сущность свободы он усматривал в неотчуждаемых правах человека на личное достоинство, здоровье, собственность, безопасность, свободный религиозный и политический выбор и др. Эти права, по утверждению мыслителя, должны быть закреплены законом. Основной же задачей любой государственной структуры является обеспечение человеку гарантий его прав, а значит, и свободы. Счастливое общество — это такое общество, в котором господствуют и властью защищены свобода человека, его неотъемлемые права.

Лев Сапега

(1557—1633) — политический, общественный и военный деятель Великого Княжества Литовского. Представитель старинного рода. Родился в родовом имении Островно (теперь Бешенковичский район Витебской области). Воспитывался при Несвижском дворе Николая Радзивилла Черного. Учился в Лейпцигском университете. На протяжении своей жизни занимал крупные и самые высокие должности в Великом Княжестве Литовском: писарь при княжеском дворе, подканцлер, канцлер, виленский воевода, гетман ВКЛ, глава посольства Речи Посполитой. С его именем связаны подготовка и издание Статута Великого княжества Литовского 1588 года, к которому он написал знаменитые предисловия.


Князь Вітаўт

Амаль шэсць стагоддзяў аддзяляе нас ад часу, якому належаў вялікі князь Вітаўт. Аднак паглыбіцца ў падзеі тых гадоў не так ужо і складана: да нашых дзён захавалася нямала старажытных пісьмовых крыніц — асабістыя граматы, перапіска, сведчанні сучаснікаў, аповеды ў летапісах і хроніках. Нават вусныя паданні пра князя Вітаўта дайшлі да нас.
Мы можам уявіць магутныя вежы старажытнага Трокскага замка, у якім у 1350 годзе нарадзіўся сын князя Кейстута Вітаўт. Імя яму далі, відаць, у гонар язычніцкага бога Святавіта, якога шанавалі славяне. А можна дапусціць, што азначала яно, як і імя Віт, Віцень, "жаданы", а яшчэ "гаспадар". Імя Віт прыняло форму Вітаўт на жамойцкі лад, бо маці Вітаўта была жамойткай. Яе, прыгажуню Біруту, Кейстут выкраў са свяцілішча язычніцкай багіні Праўрмі, жрыцай якой яна была, а таму не магла па закону мець мужа.
Размаўляў Вітаўт на жамойцкай мове, як і яго маці. У штодзённым жыцці карыстаўся і старабеларускай, бо двор Кейстута ў сваёй большасці складалі ліцвіны. Нехта з адукаваных ліцвінаў навучыў княжыча і славянскай грамаце. Адзін з настаўнікаў Вітаўта, збеглы ордэнскі рыцар Гано фон Віндэнгейм, вучыў хлопчыка нямецкай мове, а таксама даваў урокі вайсковай навукі. Спасцігаць яе законы давялося Кейстутавічу ўсё жыццё. "Паходня вайны" — так ахрысцілі яго сучаснікі. I сапраўды, паходня вайны не згасала ў руках Вітаўта. Вось як пра гэта піша ў сваёй знакамітай паэме Мікола Гусоўскі:
Факельшчык войнаў са слабым,
А з дужым анёл-міратворац
Ставіў аголены меч свой,
Як слуп пагранічны,
Перад нашэсцем ворагаў з поўдня і ўсходу.
Сваё першае княства Вітаўт атрымаў у 26 гадоў калі Кейстут накіраваў яго ў Гародню. Пачалося дарослае жыццё — барацьба за ўладу, у якой добрымі лічыліся ўсе сродкі. Вітаўт быў сын свайго часу — жорсткага і крывавага. Аб`яднанне з былымі ворагамі, саюз з забойцам бацькі, гандаль землямі і народамі, зневажанне ўласнай веры, ахвяраванне сваімі дзецьмі — усё гэта было ў жыцці Вітаўта. I ўвесь час войны — шматлікія, знясільваючыя, вынішчальныя.
Пры Вітаўце Вялікае княства Літоўскае дасягнула вяршыні сваёй магутнасці. Ад Падляшша на захадзе да ракі Угры на ўсходзе, ад Балтыйскага мора на поўначы да Чорнага мора на поўдні пралягалі межы Вітаўтавай дзяржавы.
Талент палітычнага і ваеннага дзеяча Вітаўт пацвердзіў і падчас найбуйнейшай бітвы Сярэдня-вечча — Грунвальдскай. Вынікі яе паўплывалі на гістарычны лёс многіх народаў Пасля Грунвальда Вялікае княства стала вялікім не толькі паводле сваёй тэрыторыі, але і паводле той ролі, якую яно адыгрывала ў палітычным жыцці тагачаснай Еўропы. Дзяржава мела трывалыя дыпламатычныя зносіны з усімі заходнееўрапейскімі краінамі, а таксама з Асманскай Турцыяй, Крымскім ханствам і Маскоўшчынай.
Па падтрымку да Вітаўта ехалі шматлікія паслы. Захавалася апісанне публічнай аўдыенцыі вялікага князя, а таксама знешняга выгляду Вітаўта, убачанага "чужым" вокам: "Ягоны капялюш быў падобны на іспанскае самбрэра. Іншая вопратка складалася з жоўтага шаўковага камзола, зашпіленага да самага горла залатымі гузікамі на залатых пятліцах, ніжняя сукня — ружовая, з татарскай тканіны і чырвоныя скураныя боты з залатымі астрогамі. Пасам служыла нешырокая лента, шытая золатам і зашпіленая багатаю спражкаю, на ёй віселі кручкі для прышпільвання шаблі; зверху накінуты каптан гранатавага колеру, пашыты па літвінску, толькі каротка падрэзаны; з-за паса выглядала ручка штылета, асыпанага карункамі... Твар вялікага князя малажавы, вясёлы і сракойны. Позірк ягоны зачароўвае, што вабіць да яго сэрца кожнага... Пагрозлівы ён толькі ў вайсковы час, але ўвогуле поўны дабраты і справядлівасці, умее караць і мілаваць..." Апісанне, годнае караля.
Адпавядаць гэтаму вобразу Вітаўт імкнуўся ўсёй душой. Змяніць велікакняжацкі вянец на каралеўскую карону было яго запаветнай марай. Уласныя амбіцыі спалучаліся з дзяржаўнымі інтарэсамі. Увянчанне ВКЛ Каронай рабіла б княства незалежным і роўнавялікім Кароне Польскай. I абставіны складваліся на карысць Вітаўта. Германскі імператар Сігізмунд I і сам Папа Рымскі Марцін V, шукаючы Вітаўтавай падтрымкі ў змаганні з гусіцкай Чэхіяй, прапанавалі яму каралеўскую карону. Аднак узмацненне ВКЛ было непрымальным для польскіх магнатаў і біскупаў. Яны зрабілі ўсё магчымае, каб карона, якую паслы везлі праз Польшчу не трапіла ў Вільню да дня каранацыі, назначанага на 8 верасня 1430 года. Цырымонія сарвалася.
Вітаўт, якому было ўжо 80 гадоў, упаў духам. Удар аказаўся для яго вельмі моцным. 3 кожным днём вялікі князь страчваў сілы. Час ужо быў супраць яго. I 27 лістапада ў родных Троках Вітаўт памёр, так і не ажыццявіўшы сваёй мары. Супярэчлівая асоба Вітаўта Вялікага, дзіўныя спляценні яго лёсу і сёння цікавяць яго нашчадкаў, якія жывуць у пяці розных краінах: Беларусі, Літве, Польшчы, Расіі, Украіне. Вобраз Вітаўта ажывае на палотнах знакамітых мастакоў, уражвае сваёй веліччу на старонках шматлікіх літаратурных твораў. Памяць аб ім захоўваюць старажытныя сцены Трокскага (зараз Тракайскага), Гродзенскага, Крэўскага, Віленскага замкаў, а прах — Віленскі кафедральны сабор.


Падрыхтавала Н. ЯНУШЭВІЧ.
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.


RATING ALL.BY