БиблиотекаПутешествие в прошлоеРазвитие прав человека

Развитие прав человека

Право наряду с властью является фундаментальным основанием человеческой цивилизации. Существенная особенность права состоит в том, что оно утверждает всеобщее равенство людей перед законом. Права человека, как и его свободы (ибо в самом общем смысле свободы и есть права), – это такие права, которые принадлежат индивиду как человеку.

В первобытном обществе основным регулятором социальных взаимоотношений людей были родовые, племенные обычаи. Они опирались на мораль, религию и представляли собой своего рода предправо – материнское, отцовское, «кулачное» и т.д.

Предправо общинно-родового строя утверждало, главным образом, запреты, табу в системе обычаев, религиозных верований.

В прошлые эпохи рабовладельчества, феодализма государственная власть считалась наследственным достоянием князей, царей, королей и императоров. А конституции, как бы они не назывались – своды законов, кодексы, законы Ману или Хаммурапи, правды, билли, хартии и т. д., рассматривались как дарованные обществу свыше. Однако и в них в качестве важнейшей части в той или иной мере утверждались и защищались те или иные права и свободы индивидов, но в зависимости от их сословно-классовой принадлежности. Права и свободы выступали как привилегии и преимущества одних перед другими. Это исключало равенство граждан перед законом, перед судом, перед властью.

Так, например, в Древнем Риме права людей определялись в зависимости от их деления на свободных и рабов. Раб был лишен даже права на жизнь, так как за малейшую провинность мог быть безнаказанно убит своим господином, более того, и между свободными людьми вплоть до 212 года нашей эры отсутствовало даже формальное равенство в правах. Только в этом году законом было предоставлено римское гражданство подданным империи. Но и после этого римское право не признавало равенство перед законом между знатными и бедняками, а тем более между свободными и рабами.

В «Русской правде» (XI век), определяющей в известной мере общественный и гражданский правопорядок Киевской Руси, представители правящих привилегированных сословий и простые люди за одни и те же преступления также наказывались по-разному. Они имели разные права и обязанности и в отношении наследования имущества, выполнения обязательств перед государством и т.д. Вместе с тем «Русская правда» уже давала определенную защиту личности и имущества свободного крестьянина – смерда, до известной меры и закупа (человека, работающего за купу – заем), запрещая господину наказывать их и отнимать имущество. В то же время холоп фактически не защищался законом, по сути был лишен всяких прав.

В дальнейшем развитие феодального права в Русском государстве, затем Российской империи существенно не изменило положение человека. Права и собственность индивидов по-прежнему обусловливались их сословным положением, т.е. принадлежностью к тем или иным группам населения – помещикам, духовенству, крестьянам, городским жителям-мещанам и т. д. Более того, права помещиков и в целом дворянства все время расширялись. За ними закреплялись их привилегии на монопольное владение землей, освобождение от повинностей, преимущества в судебном процессе и др.

В странах Западной Европы защита прав и свобод личности тоже носила сословно-классовый характер.

В XI-XIII веках в Западной Европе, несколько позже в Великом Княжестве Литовском на основе королевских хартий сформировалось так называемое городское право (Магдебургское право). Оно юридически закрепляло права и свободы горожан, их право на самоуправление. К XII веку в западноевропейских странах и крестьяне уже имели охраняемые законом права.

В ходе буржуазных революций XVIII века в Америке и во Франции были приняты конституционные акты - Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 год), Декларация прав человека и гражданина во Франции (1789 год). В них провозглашались равные для всех права и свободы граждан.

Французская Конституция 1791 года, разработанная на основе Декларации прав человека и гражданина 1789 года, значительно расширяла права и свободы граждан. Целью государства объявлялось «обеспечение естественных и необходимых прав человека – свободы, собственности, безопасности и сопротивления  угнетению». Наряду с этими основными правами провозглашалось также равное право всех участвовать в законотворчестве, право занимать любые общественные должности на местах и службах «своеобразно способностям и без каких-либо различий», право на свободное выражение мыслей и мнений. Категорически запрещалось как строго наказуемое законом всякое обвинение, задержание или арест без судебного основания.

Защита обществом основных человеческих прав и свобод необходима, поскольку, как заявляется в Международной Хартии (Билле) о правах человека (1948 год, 1966 год), эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, обеспечивают ее свободу и развитие.

Вот почему в Конституции Республики Беларусь (как и в конституциях других цивилизованных государств) провозглашается, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» (статья 21) и государство обеспечивает «свободу, неприкосновенность и достоинство личности» (статья 25).

Памятники права

1. Древний мир: законы Ману в Индии, свод законов царя Хаммурапи в Вавилоне, XII таблиц в Риме


2.  «Русская правда», XI век


3.  Великая хартия вольностей,
1215 год


4.  Магдебургское право,
XIII век

5. Статуты Великого Княжества Литовского,
XVI век

6.  Английский «Билль о правах», 1689 год


7.  Декларация независимости США, 1776 год

8.  Декларация прав человека и гражданина, 1789 год

9.  Всеобщая Декларация прав человека,  1948 год
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.