Учиться с интересом. Психолог – о том, как выбрать кружок для школьника

Начало учебного года – время волнительное. Впереди новые знания и вершины, покорять которые ребята будут вплоть до летних каникул. Но разве одних уроков достаточно, вопрошают родители, заинтересованные в дополнительном образовании своих чад. Определиться с подходящим вариантом непросто, однако найти то, что понравится, вполне реально, прислушавшись к рекомендациям специалиста. Что нужно знать, чтобы выбрать подходящий кружок для ребенка. И стоит ли расстраиваться, если с первого раза не удалось найти идеальный вариант. На эти и многие другие вопросы отвечает психолог Наталья Линевич.

Ребенок

Раскрыть талант

Никто не будет спорить: развивашек для детей сегодня пруд пруди. Уже с года мамам и папам предлагают приводить малышей в школы раннего развития, где занимаются сенсорным воспитанием. Занятия усложняются с возрастом, а с 5–6 лет непосед активно готовят к школе, прививая необходимые в будущем навыки чтения, счета и письма в легкой игровой форме.

Дальше все не так радужно. С началом строгой урочной системы учеба требует более взвешенного подхода, ведь времени у ребенка теперь не так много. В приоритете – знания. Между тем без дополнительных развивающих занятий не обойтись, считает психолог, и вот почему:

– Добиться всестороннего развития чада одними лишь уроками невозможно, ведь там почти не затрагивается творческий аспект. И, согласитесь, раскрыть таланты и способности отдельно взятого ребенка в условиях класса сложно. Поэтому родителям стоит задуматься о выборе правильного досуга.

Многие дети с раннего детства демонстрируют интерес к определенному виду деятельности вроде рисования или командных игр. Главное, стремление вовремя подхватить, помочь развиться природным склонностям, которые в будущем могут стать делом жизни.

Бывает и так, что ребенок просто не знает, чем хочет заниматься. И вот здесь нужно помочь определиться. Многие кружки и секции предлагают школьникам посетить пробное занятие. Скорее всего, уже на стадии знакомства с новой для себя деятельностью ребенку станет понятно, хочет ли он продолжать.

Слово родителям

Ситуации, когда школьник не имеет интересов вообще, тоже не редкость. Сделав уроки, он предпочитает сесть за компьютер на весь оставшийся день. И что делать в таком случае?

– Несмотря на возгласы «не хочу, не буду», нужно настаивать на том, чтобы ребенок чем-то занимался, – заверяет специалист. – Однако криками или уговорами делу не поможешь. Лучше всего работает личный пример. Ведь если родители после работы усаживаются за просмотр любимых телепередач, не имеют хобби и не стремятся интересно проводить свободное время, ребенок быстро перенимает подобную линию поведения и переносит привычный сценарий на свою жизнь. Зачем что-то делать, если мама и папа – главные люди его жизни – поступают точно так же.

На самом деле разнообразить досуг несложно. Начинать можно с малого. Например, с покупки конструктора или картины, которую раскрашивают по номерам. Познавательная активность у младшего школьника очень высокая, поэтому заинтересовать его проще, чем подростка. В выходные эксперт предлагает отдать предпочтение семейным вылазкам в кинотеатр, планетарий или аквапарк. Подойдет конноспортивная база, бассейн или дельфинарий.

– Отмечайте интерес ребенка. Например, даже банальный мультик в семейном кругу может стать началом увлечения анимацией. Нравится общение с животными? Замечательно. Наукой доказано, что дети, ухаживающие за домашними питомцами, вырастают более психологически устойчивыми к эмоциональным перегрузкам. Отличный выбор – гончарное дело и шитье. Эти навыки пригодятся и во взрослом возрасте.

Бывает и так, что родители через детей реализуют собственные амбиции. Это ошибка, считает специалист.

Если все детство мама мечтала кататься на коньках, а спустя годы записывает не имеющую способностей и желания дочь в фигуристки, результата ждать не приходится. Ребенок все равно будет заниматься спустя рукава, теряя время, которое можно было потратить с пользой.

Тем более не стоит пытаться загрузить школьника как можно сильнее. Обязательно должно быть как минимум два часа личного времени после школы и кружков, когда он может делать то, что захочет.

Музыка и языки

Многие родители не прочь, чтобы чадо освоило какой-либо музыкальный инструмент, а другие ратуют за что-то более, по их мнению, прагматичное. К примеру, английский язык. Считают, что навык игры на скрипке или фортепиано в жизни не пригодится. Психолог столь утилитарный подход не разделяет:

– В занятиях музыкой гораздо больший практический смысл, чем принято думать. Помимо того, играя на инструменте, малыш учится отличать тонкие звуковые оттенки, у него совершенствуется логическая память, необходимая для осознанного усвоения любого материала. В дальнейшем навык поможет добиваться успехов в учебе.

Что касается иностранных языков, здесь ситуация несколько иная. Исследования ученых института Калифорнии показывают, что ребенок, начинающий осваивать английский вместе со сверстниками, а не тогда, когда хотят родители, т.е. до школы или в 1–2-х классах, столь же успешен в предмете. Записывать его на дополнительный кружок необязательно.

Быстрее, выше, сильнее

Слишком активным детям, которым не хватает двигательной нагрузки на уроках физкультуры, понравится спорт. Это могут быть командные виды вроде футбола или одиночные, в которых результат зависит от тебя самого. При этом с выбором лучше не спешить. Нередко возникает ситуация, когда школьнику сначала нравится футбол, а прозанимавшись неделю, интерес к нему угасает. Психолог обращает внимание на неочевидные причины такой ситуации:

– Порой у ребенка просто не складываются отношения с ребятами по команде. Поэтому не помешает выяснить, действительно ли ему просто разонравился футбол или причина в другом. Тогда проще перевести его в другую специализированную секцию, где влиться в коллектив будет проще. Если же дело в неподходящем спорте, не беда: предложите чаду попробовать себя в хоккее или, допустим, легкой атлетике. Выбор огромен.

Обязательный критерий – состояние здоровья. Например, для часто болеющих простудами не подойдет плавание. Детям с плоскостопием советуют отказаться от тяжелой атлетики и борьбы. Малышам с легкой степенью близорукости тренеры отказывают в занятиях на батуте, акробатике, им противопоказана спортивная гимнастика и восточные единоборства.

Для отбора детей к занятиям отдельными видами спорта важны антропометрические данные, например, телосложение. В частности, ребятам невысокого роста подойдут прыжки на батуте и спортивная гимнастика, крепко сложенным – борьба, рослым – волейбол, баскетбол, гребля и прыжки в высоту.

Опубликовано:
27 сентября 2021
Просмотров:
334
Категория:
Поделиться в соцсетях:
Трудоустройство молодежи