Колорит и ритм, пластика и композиция, психологический рисунок персонажей служат одному: представить не факт действительности, а понятие; не случай, а закон. Закон бытия, по которому человек появляется на свет несмотря ни на что. Вместе с тем это рождение осознания и той ответственности, которую несут все ныне живущие за то, что происходит на земле, спасенной нашими предками.

Широкая гамма чувств пронизывает картину Виктора Александровича Громыко (родился в 1923 г.) «1941 год. Над Припятью» (1970 г., колекция НХМ РБ). Обобщенно трактованные фигуры персонажей, лаконизм выразительных средств и широкая, с использованием четких графичных силуэтов, манера письма в полной мере соответствуют психологическому настроению полотна, звучащему как реквием по погибшим в годы войны.