Понятие кризиса

Психологическое и клиническое определение кризиса отличаются.

В клинической психологии это понятие обычно связывают с травматическим или катастрофическим событием, которое переживается как болезненное состояние. В психологическом консультировании наряду с этим используется представление о кризисе как о состоянии, характерном для критических периодов в естественном течении человеческой жизни. В этом контексте понимают кризис как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности.

Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние.  В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это – нормальная реакция человека на аномальные события.

Личностный кризис – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.

В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций. Однако в том случае, если человек склонен реагировать на кризис дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться, а болезненное состояние – усилиться. Развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к дезадаптации, тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду.

Несмотря на то, что человеческий мир весьма многообразен и существует множество самых различных кризисов (кризис развития, личностный кризис, кризис утраты, травматический кризис, посттравматическое расстройство и так далее), Ф.Е. Василюк предлагает любой кризис описывать по следующей схеме:

•    источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;
•    симптомы, то есть особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;
•    возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;
•    обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;
•    пути выхода из кризиса;
•    влияние кризиса на успешность деятельности человека;
•    формы «расплаты» за невыход из кризиса;
•    особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.