Реактивные состояния

Реактивные состояния – это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длительное нервно-психическое напряжение).

Непатологические реактивные состояния:

1) аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в острых психотравмирующих ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах – пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, дорожно-транспортных происшествиях, физическом и нравственном насилии.

В этих обстоятельствах также возникает гиперкинетическая или гипокинетическая реакция. При гиперкинетической реакции возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, совершаются бесконечные действия, человек «не помнит себя». Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора-обездвиженности и мутизма (потери речи), наступает чрезмерная ослабленность мышц, возникают помрачение сознания и последующая амнезия.

Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич – последующее индифферентное отношение к действительности;

2) депрессивные психогенные реакции – возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Человек переживает горе, находится в состоянии глубокой печали или депрессии. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. Душевные муки нередко усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события.

В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции.

Психологические механизмы возникновения посттравматического стресса.

Пострадавший от травмы хочет сделать так, чтобы травма перестала причинять душевную боль, хочет избавиться от болезненных переживаний, не меняя ничего в себе. Эти переживания отторгаются сознанием, поскольку они слишком тяжелы и непереносимы. По сути дела, человек как бы отделяет их от себя, помещая их, условно говоря, в «контейнер»... В результате эмоциональные состояния не развиваются, оставаясь фиксированными на травме. В метафорический «контейнер» заключены травматические переживания чрезвычайно негативные, разрушительные: гнев, вина, страх и др. Личность, имеющая подобный «контейнер», может казаться и себе, и другим вполне благополучной, так как на первый взгляд полученная рана зажила и как будто не напоминает о себе. Однако любой стимул, напоминающий травматическую ситуацию (запах, звук и т.д.), мгновенно оживляет все переживания, и человек вновь и вновь вынужден погружаться туда, где меньше всего на свете хотел бы оказаться. Тогда возникает то, что называется «неконтролируемым опорожнением контейнера», – человек ощущает, что захлестнут чувствами и для окружающих выглядит в этот момент сумасшедшим. Иногда в эти моменты он может совершать непоправимые поступки, о которых будет сожалеть в дальнейшем. Поэтому человек вынужден защищать свой «контейнер» от того, чтобы случайно не наткнуться на соответствующий стимул, – он вынужден постоянно быть внимательным, избегать всего, что может напомнить травматическую ситуацию.
 
Оберегание «контейнера» со временем требует все больше и больше сил, и, в конце концов, может получиться так, что вся энергия человека начнет уходить на это, истощая его. Отсюда переутомление, бессонница, раздражительность, нарушение внимания, памяти. Возникают так называемые психосоматические нарушения. «Контейнеры» имеют свойство объединяться.

Отрицательные последствия кризиса:

•    прекращение развития личности;
•    психическая и физиологическая дезорганизация личности;
•    снижение активности и эффективности деятельности;
•    состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
•    появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;
•    появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;
•     разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

Отрицательными последствиями кризиса, касающимися внутренней структуры личности и ее взаимодействия с другими людьми, могут быть:

•    деструкция существующих межличностных отношений;
•    неожиданное обособление личности в семье, молчание;
•    повышенная чувствительность к критике;
•    демонстрация своего превосходства над другими (критиканство, категорические высказывания, брань);
•    неадекватная реакция на поведение других;
•    неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
•    жесткий формализм – буквоедство, формальная вежливость;
•    поиск виноватых – обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.

Положительные последствия кризиса (в случае успешного преодоления):

•    мобилизация ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развитию;
•    активизация самопознания и выработка адекватной самооценки;
•    закаливание воли и укрепление психики;
•    стимулирование саморазвития и самоактуализации личности;
•    обретение ощущения полноты жизни, ее внутреннего богатства.


События, имеющие для психики человека травмирующий характер: угроза собственной жизни, физические травмы, экономические неурядицы занимают особое место в жизни. При этом общепризнанным является положение о том, что не события сами по себе, но оценочное отношение к ним человека порождает те или иные чувства.