Адаптации – время
Каждый ребенок – не только первоклассник, но даже и старший школьник – после летних каникул проходит период адаптации, ее длительность различна: учащиеся старших классов привыкают к школе 2–3 недели; среднего школьного возраста, например, шестиклассники – 1 месяц. Первоклассникам на адаптацию в новой обстановке требуется до 1,5 месяца.
Признаки беспокойства накануне учебного года проявляют все дети. Могут быть капризы, которые иногда перерастают в нервный срыв и депрессию – из-за того, что многие неспособны быстро переключиться на активную учебную деятельность, ранние подъемы в школу, строгость учителя. Это может привести ребенка к ощущению собственной ненужности или к плохой учебе.
Приблизительно 20 % детей, поступающих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их становится уже 60–70 %. На таком быстром ухудшении здоровья сказывается школьный стресс. Его развитию способствует неоправданная сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки на детей.
Ребенок отказывается есть
Учебная нагрузка у первоклассников слишком велика. С 6–7 лет, когда малыш пошел в школу, его день становится похожим на напряженный график взрослого человека. В результате ребенок устает, у него пропадает аппетит.
Многие родители волнуются: ребенок отказывается есть в школе. Говорит, дескать, невкусно и просто не хочется. Что делать? Поговорите об этом с сыном или дочкой, но не сразу. Дайте и себе, и ребенку время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» нужно договориться: «Школа – это, конечно, сложно... Но там друзья, которые с удовольствием кушают школьные завтраки и обеды. Есть еда, что тебе нравится. Давай еще какое-то время (уточните, какое) походим в столовую, посмотрим, попытаемся что-то покушать или просто посидеть с одноклассниками за столом...» Ваша задача – отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из столовой.
Если проблема останется, возможно, вы действительно должны не заставлять ребенка есть в школе, а кормить его дома. И никакой драмы тут нет. Важно только все вопросы утрясти с учителем.
Как смягчить школьный стресс
Подъем и зарядка. Нужно постепенно приучать ребенка к раннему утреннему подъему. Как и к утренней зарядке, которую лучше делать с ребенком вместе – польза вам и ему. Такое плавное вхождение в новый ритм жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки укрепят нервную систему.
Завтрак и сборы. Собираться нужно с вечера. Только не берите обязанность на себя – это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но подготовиться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку. Утром обязателен завтрак – сытный и сбалансированный.
Еда с собой. Давайте ребенку с собой фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой, если в классе не предусмотрено питье. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.
Возвращение из школы. Если ребенок не питается в школе, обед должен обязательно включать суп. Насильно заставлять есть второе блюдо не стоит. Отложите на полдник. Если ночного сна недостаточно, ребенок может поспать и днем, только недолго. После обеда можно также погулять – нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит – организм нуждается в отдыхе. Оптимальное время для выполнения домашнего задания – с 16.00 до 17.00.
Помощь старших. Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него. Следите, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков. Учеба важна, но близкие отношения с ребенком ценнее.
Сон. Детям 7–10 лет нужно спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подросткам – не менее 8–9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности. Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в т. ч. компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну – ритуал (прогулка, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательные гигиенические процедуры).
Елена Тарасевич, доцент кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО