Право на «левое счастье»

Чтобы любой ребенок мог учиться легко и с интересом, творчески развивать свои таланты, а глубокие знания давались ему не в ущерб здоровью, методика обучения и система образования обязательно должны учитывать его возрастные возможности и индивидуальные особенности. Какие именно? Прежде всего, тип функциональной асимметрии мозга - правополушарность, левополушарность, равнополушарность. О том, как помочь школьнику-левше разобраться в себе, дать возможность проявить свои таланты, рассказала корреспонденту БЕЛТА старший научный сотрудник сектора психологии развивающего образования Национального института образования Министерства образования Беларуси, кандидат психологических наук Наталья Овсянник.


- Наталья Васильевна, еще совсем недавно в детсадах и школах таких детей старались "исправить", сделав их правшой. Почему в обществе так настороженно относились к явлению леворукости?

- Люди с древних времен были нетерпимы ко всему, что выделяется и отличается от них. Естественно, и леворуким не очень уютно в праворуком большинстве. В греческом, французском, немецком, английском, русском языках слово "левый" имеет и негативное значение: фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, нечестный. Древние греки ассоциировали правое с единственным, с мужским началом, покоем, светом, добром, а левое - с множественным, женским началом, движением, тьмой, злом. А вспомним картину Страшного суда, когда по правую руку Господа должны стать праведники, а те, кому идти в огонь вечный, по левую.

Можно выдвигать много версий того, откуда это пошло, но факт остается фактом: мы настороженно относимся ко всему левому. По сложившемуся в обществе стереотипу, тот, кто лучше владеет правой рукой - прав. И это подчеркивается даже в языке. Например, в русском: правый, правда, право, справедливый, правильный; в английском right переводится как правильный и правый; французское droit также обозначает оба понятия; в немецком recht и richtig - однокоренные.

Левши незаслуженно остаются без должного внимания. Они считаются неуклюжими. "У тебя что, обе руки левые?" - говорят матери ребенку, который не может управиться, например, с ручкой. Долгое время к левшам относились более чем подозрительно. На Руси им даже запрещали давать показания в суде, считалось, что левшой руководит дьявол. В Индии строго соблюдаются "ручные" традиции: правая пригодна для выполнения "чистых" функций, таких как принятие пищи, рукопожатие и другие, а левая - для целей личной гигиены. Отсюда обычай - не подавать еду или подарки одной только левой рукой. В таких случаях используется или только правая, или обе руки вместе, при этом левая всегда находится ниже правой.

- А как же на самом деле развивают свои таланты и способности леворукие? Возможно, эта борьба за свое место в мире сделала их более выживаемыми?

- Некоторая неуклюжесть, которая иногда присуща леворуким, связана с тем, что многое в мире попросту не приспособлено для них. Все, начиная от ножниц и заканчивая фотоаппаратами и компьютерами, неудобно в пользовании для леворуких. Но в этом есть как минусы, так и свои плюсы, которые заключаются в том, что, будучи вынужденными подстраиваться под "праворукий" мир, они развивают обе руки. В связи с этим левши чаще становятся известными людьми, чем правши. Они развивают свой талант гораздо больше, чем остальные.

В последнее время в мире стали появляться специальные магазины для леворуких, где можно приобрести все - от ножей и вилок до наборов для игры в гольф, музыкальных инструментов и компьютерных аксессуаров. Пожалуй, самый известный в мире магазин для левшей существовал в Лондоне, но не так давно закрылся из-за слишком высокой арендной платы.

- В чем же причина леворукости?

- Пока никому не удалось досконально объяснить это. Традиционно считалось, что ведущая рука определяется наследственностью. Однако это не всегда так, что подтверждает исследование однояйцовых близнецов. Канадские исследователи обнаружили, что даже если оба родителя левши, их дети, скорее всего, будут праворукими.

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из гипотез могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них - это еще один шаг к постижению такого явления.

Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые - значит, древние "художники" работали правой рукой.

Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них праворукость является следствием асимметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести тела вправо, и поэтому необходим упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения точными.

Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие - правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.

Но почему тогда есть леворукие женщины? Согласно третьей гипотезе "виновницей" леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако это не так.

Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью.

Согласно одной из теорий, доминирование руки определяется расположением плода в матке. То ухо, которое ближе к стенке живота, получает больше стимулов из внешнего мира, что способствует развитию соответствующего полушария мозга. Так можно объяснить, почему у близнецов в одной паре часто являются ведущими разные руки: близнецы обычно расположены в утробе матери по разным сторонам. Эту теорию, хотя и представляющую определенный интерес, нельзя отнести ко всем детям.

Другая теория: внутриутробное повышение уровня тестостерона влияет на развитие левого полушария мозга. Это объясняет высокий процент левшества среди мужчин, а также среди близнецов, поскольку во время многоплодной беременности уровень гормонов повышается.

Кстати, понятия левшества и леворукости в современной науке принято разводить: левшество определяют как более широкое понятие, включающее левую асимметрию в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости, оно возможно в функциях всех парных органов. При правшестве преобладают правые части. Но возможна симметрия функций обеих частей.

Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции около 42%. Абсолютных левшей 8-10%. Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества. Таких людей называют парциальными или частичными левшами. В том смысле, что у них преобладающими в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) мозга, а как бы вперемешку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот.

- А бывают "середнячки", т.е. те, у которых и правое и левое полушария развиты абсолютно одинаково?

- Есть люди, которые абсолютно одинаково выполняют тесты для обеих рук, у них оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление, называемое амбидекстрией. Человека, который может одинаково владеть обеими руками, можно назвать гением, поскольку это значит, что его мозг развит абсолютно равномерно. Самым знаменитым амбидекстром был Леонардо да Винчи. Именно его именем назван интереснейший и чрезвычайно редкий феномен - способность писать и читать "шиворот-навыворот", в зеркальном отражении. Леонардо да Винчи одновременно работал левой и правой рукой: он одной чертил, а другой писал поверх чертежа. Более того, обладающие этим даром люди могут с легкостью говорить "справа налево".

- Как узнать, левша вы или правша? И когда важно (для ребенка) определиться с тем, какая рука у него ведущая?

- Желательно до школы или в первые дни обучения. Необходимо помнить, что эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит. Во-первых, тестирование проводится один на один. Во-вторых, обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете его "рукость", представьте все как игру. Исследователь должен сидеть строго напротив ребенка, все приспособления, предметы следует класть перед ребенком только на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Ребенка нельзя торопить.

Тестами для младенца являются такие наблюдения: какой рукой он тянется к висящим перед ним погремушкам, берет игрушку. При тестировании годовалого малыша нужно обратить внимание, какой рукой он складывает пирамидку из кубиков, берет карандаш, рисует, бросает мяч, держит ложку.

Для более старших детей и взрослых тесты могут быть самыми простыми: скрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Еще такой способ: переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей. А ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке. У большинства людей результаты тестов не совпадают. Это говорит о том, что они частичные левши.

- С какими проблемами чаще всего сталкиваются леворукие?

- Увы, современный мир создан для праворуких. Но, помимо чисто технических неудобств, существуют еще опасения психологического свойства, которые порой еще посещают мам, обнаруживающих, что их ребенок немножко не такой, как все. В советских школах маленьких левшей в обязательном порядке переучивали. К сожалению, мы и сейчас иногда сталкиваемся с негативным отношением к леворукости со стороны учителей, родителей и окружающих. Не исчезают попытки доказать, что у леворуких детей есть масса особенностей, свидетельствующих о более низком уровне их способностей, интеллекта, более низких адаптивных возможностях. Хотя специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований.

И все же тревога за здоровье и развитие таких детей не лишена основания. Среди леворуких существенна доля детей, рожденных в результате беременностей и родов, протекающих с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма.

Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако, и это важно подчеркнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, которое травмирует личность ребенка, создавая ситуацию стрессовых воздействий праворукой среды.

Ученые предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние на здоровье и формирование личности, снизить риск нарушений физического и психического здоровья.

Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка. Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.

Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Чаще всего леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей и родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире. Как бы то ни было, леворукому ребенку надо приспособиться в этом мире жить.

- Говорят, что практически все леворукие гении. Так ли это?

- У здорового левши действительно могут быть блестящие способности. Мы можем в этом убедиться, вспомнив имена великих леворуких людей: полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, составитель словаря Владимир Даль, актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Милла Йовович, Джулия Робертс, Дэвид Духовны, Киану Ривз, президенты Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Джордж Буш и Билл Клинтон, композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни, Джими Хендрикс, Курт Кобейн, ученые Иван Павлов, Джеймс Максвелл, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов, писатель Николай Лесков, известные теннисисты Джон Макинрой, Джимми Коннорс, звезда балета Ульяна Лопаткина.

- Каковы особенности обучения леворукого ребенка в школе?

- Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная из них связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова. Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой наукой, как побуквенное, слева направо, письмо?

Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у не переученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. При этом нет необходимости в специальных прописях для леворуких, которыми бы они пользовались на уроках. Скорее возникает необходимость в совершенствовании взаимодействия обоих рук и согласованности действий между ними. А в этом помогут специальные упражнения и развивающие занятия с психологом.

Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты. Однако, с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

- Каждое из полушарий по-своему воспринимает и перерабатывает информацию внешнего и внутреннего мира?

- Конечно. Речь леворуких людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. В это же время, в два года, максимально выражено упрямство. Это следствие активизации работы левого полушария и временного "оттеснения" правого, что проявляется в негативизме, в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей извне информации (функция правого полушария).

- Что отмечает при этом взрослый в ребенке?

Медлительность, "копание" на одном месте, отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с только что возникающим представлением о себе. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идет сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. Поэтому два года - неподходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Лучше обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку. Таким образом можно предотвратить дальнейшее, уже искусственно вызванное торможение правого полушария - ведущего в этом возрасте.

Знание функциональной асимметрии мозга ребенка позволяет лучше понять природу школьных неврозов. Так, повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость возникает в результате перевозбуждения, перегрузки левого полушария. Раздражительность, непоседливость, беспокойство, плохое настроение - при торможении (угнетении) правого полушария.

Ребенок не в силах найти рациональный выход из создавшегося положения - ведь критическая способность адекватно оценивать свои действия и делать из них надлежащие выводы ослабевает. Чем больше давить на ребенка, тем меньше он будет способен к критической оценке. Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.

Отмечу, что леворукие учащиеся часто находятся на уроке в состоянии стресса, ведь учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте. Например, алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов и др.

- Какие специальности и специализации чаще всего выбирают левши?

- В целом можно сказать, что левши достаточно безболезненно научились адаптироваться к неприспособленному для них миру. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии, у них намного выше процент различных ошибок, а также соматических нарушений (язвы, бессонница и т. д.). Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться и которые подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, которые левшам при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости все же лучше не выбирать.

Зато левши проявляют себя в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся ученых.

А в заключение хотелось бы напомнить, что левши учредили свой праздник - Всемирный день леворуких (13 августа). Впервые праздник отмечался в 1992 году по инициативе британского Клуба левшей, созданного двумя годами раньше.

По материалам БЕЛТА