О школьной службе медиации

Медиация востребована сегодня в сфере образовании всех уровней: от начальной школы до университета. Особое место занимает школьная служба медиации (примирения), целью деятельности которой является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтных ситуаций. Задачами деятельности школьной службы являются: проведение примирительных встреч для участников школьных конфликтов, обучение школьников, педагогов, родителей методам урегулирования межличностных конфликтов. В состав школьной службы входят ученики и педагоги школы.

Если у вас возник конфликт с одноклассником или педагогом, если у вас проблемы с родителями, вы подрались или вас оскорбляют и т.д., всегда можно обратиться с заявлением к куратору школьной службы для урегулирования спора или конфликта.

В школьной службе можно разрешать споры, а также конфликтные ситуации между детьми, педагогами, родителями, администрацией школы, детьми и педагогами, педагогами и родителями. Для разрешения данных споров можно обращаться к кураторам школьной службы в учебном учреждении.

Медиация

Деятельность школьной службы медиации основывается на принципах:

  • добровольности участия спорящих (конфликтующих) сторон в процедуре урегулирования конфликта;
  • конфиденциальности, предполагающей обязательство членов Службы и участников конфликта не разглашать сведения, полученные в ходе переговоров. Исключение составляет  информация о готовящемся преступлении;
  • нейтральности и независимости медиаторов. Членам Службы запрещается принимать сторону кого-либо из участников конфликта, выяснять вопрос о чьей-либо виновности.

Медиация в школе

Активно развивается в школах Республики Беларусь школьная медиация, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных ситуациях или когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями, администрацией).

Очень важно, чтобы в разрешении споров были задействованы сами дети и чтобы их учили медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет не интересна.

Школьники-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.

Школьная медиацияШкольный медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.

Безусловно, что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.

Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ

  • Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Научиться убеждать других словами, а не силой.
  • Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
  • Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
  • Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
  • Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
  • Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
  • Лучше понимать сверстников и взрослых.

Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами.

ЧТО ШКОЛЬНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

  •      Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
  •      Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
  •      Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.

Отношения в классе

Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
  • Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
  • Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ

  • Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
  • Конфликты используются в    качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
  • Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
  • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
  • Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  • Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
  • Укрепляется роль школьного самоуправления.

По информации учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» и государственного учреждения образования «Средняя школа № 131 г. Минска»