Как сформировать у ребенка интерес к обучению в школе

Учебные достижения ребенка – это результат совместных усилий всех членов семьи. Родители в большей степени, чем учителя, ответственны за формирование у детей интереса к учебе, стремления постоянно узнавать что-то новое. К родным, любимым людям ребенок испытывает абсолютное доверие.

1. Все новое вызывает у человека подсознательную тревогу. Особенно это касается детей. Поэтому нужно, чтобы ребенок познавал неизведанное совместно со взрослыми. Его  желание продемонстрировать родителям свои новые достижения, отсутствие боязни в кругу близких людей совершить ошибку будут способствовать  развитию  интереса к учебе. Проводите с ребенком как можно больше времени. Изучайте его склонности и интересы, поддерживайте начинания.

2. Страх – не лучший помощник. Под излишне строгим надзором, в условиях приказов, угроз и наказаний у ребенка будут расти отвращение и даже ненависть к учебе и неуважение к родителям. Попробуйте связать процесс обучения с положительными ассоциациями. Делайте акцент  на успехах ребенка: например, вместо «Ты опять не сумел» говорите «Сегодня уже лучше, и хотя пока еще недостаточно хорошо, я верю, что ты справишься» или «Неплохо, но я знаю, что ты можешь лучше». Никогда не сравнивайте своего ребенка с кем-то другим, сравнивайте его только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только три – молодец!».

3. Покупайте ребенку такие игрушки, которые позволят ему длительное время изучать  что-то, делать маленькие открытия. Организуйте  место, где он мог бы практиковать свои новые навыки. Например, на даче постройте песочницу и поместите рядом воду и глину. Когда у ребенка будет возможность  что-то слепить, что-то заполнить, что-то куда-то налить, он через игру будет учиться создавать,  строить, измерять.  Очень полезны игрушки, стимулирующие  креативность  и свободу выражения, например предметы для занятий декоративно-прикладным творчеством или наборы для рисования, содержащие все необходимые инструменты, с помощью которых ребенок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.

4. Учеба – приятный, полезный и интересный процесс. Приучайте  детей к этой мысли – сначала в играх, потом при поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребенок не должен воспринимать учебу как наказание, скорее как вид игры – увлекательной и неожиданной. Продолжайте играть с ребенком в свободное от учебы время. Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т. п.).

5. Чтобы  вырабатывать у малыша  усидчивость, учите его при выполнении домашних заданий придерживаться следующих правил:
➤ садиться за уроки только после периода отдыха;
➤ выполнять сначала легкое задание, потом сложное, потом снова полегче и т.д.;
➤ делать кратковременные  перерывы через каждые 15–20 минут работы.

Во время  выполнения  домашнего  задания  поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу в доме: обязательно хвалите ребенка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.

6. Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической  деятельностью в повседневной жизни  на конкретных  примерах. Постоянно  обсуждайте  с ребенком  все, что происходит  вокруг. Объясняйте  реальную ценность знаний. Приводите примеры из вашей жизни, из жизни родственников и знакомых, из биографических фактов об известных людях. Рассказывайте, как вам пригодились те или иные знания из школьной науки.

7. Учите своего ребенка задавать  себе вопросы по заданиям и упражнениям, например: «Чему я учусь, выполняя это задание?», «Почему здесь вместо цифры точка?»  Объясните ребенку, что, если он чего-то не понял, не надо бояться признаться в этом. Не стыдно  не  понять  что-то  новое. И  нужно  обязательно попросить учителя объяснить еще раз. Если же оставить  пробелы  в учебном материале сегодня, то завтра  можно получить  «двойку». Учите ребенка сравнивать задания, которые  он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь или, наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать его желание пополнять свои знания.

8. От ошибок не застрахован  никто, и ваш малыш тоже может ошибаться. Постарайтесь  сохранять терпение  и спокойствие, найдите способ  исправить ошибку. Ребенок может получить очень  серьезную психологическую  травму, если преподнести ему его ошибку в учебе как непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругать, а подбодрить, вместе еще раз повторить то, что не получилось.  Это важно не только для учебы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.

9. Если ваш ребенок получил неудовлетворителную отметку, не кричите, не ругайте его. Помните:  постоянное  чтение  нотаций вызывает  обратный эффект – вынуждает малыша занять оборонительную позицию. Отнеситесь к плохой отметке с пониманием,  поддержите ребенка, предложите помощь  по более тщательной проработке материала, который оказался трудным. Возможно, малышу потребовалось мужество признаться вам во всем. В таком случае ваша реакция будет для него особенно важной!

10. Не лишайте ребенка любимых  вещей,  лакомств или игр в наказание,  поскольку   сами по себе плохие отметки – это уже наказание для него. К тому же подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противостояние вместо ожидаемого компромисса – ваш ребенок может почувствовать себя нелюбимым в семье.

11. Конфликты  с  одноклассниками   и  учителями  – нередкое явление в школьной среде. Обсуждайте с ребенком  все ситуации,  вызвавшие обиду. Настаивайте на авторитете учителя. Объясняйте, что каждый из одноклассников  имеет право думать по-своему.  Учите воспринимать  критические замечания и понимать: сколько людей, столько и мнений.  Разговаривая с ребенком  о конфликте, старайтесь не принимать ни одну из сторон. Если вы начнете защищать учителя, то получится, что чувства ребенка вы в расчет не берете. Если, наоборот,  будете подрывать авторитет учителя в глазах ребенка, то он усвоит, что в подобной ситуации со старшими соглашаться не обязательно.

Пример правильного ведения диалога родителя с ребенком

Ребенок. Терпеть не могу  математичку!  Опять на меня наорала!

Родитель. Похоже, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребенка).

Ребенок. Да уж. Она сказала,  что я опоздал на урок.

Родитель. Ах, так ты опоздал… Жалко, что так получилось (применяем способ активного слушания). Может быть, тебе попробовать  больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?

Ребенок. Хорошо. Постараюсь вставать пораньше (ребенок сам находит решение).

Родитель. Отлично придумано (вывод)!

12. Понаблюдайте за вашим ребенком, за тем как он рассказывает о школе.  Если на вопросы «У вас дружный класс?» или «С кем ты дружишь?» он начинает уходить от ответа, запинаться, нервничать, значит, причина в его взаимоотношениях с одноклассниками. Напрямую выяснять причину конфликта не стоит. Если  вы спросите ребенка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «С кем ты на этот раз подрался?»,  решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация.

Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринужденнее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай,  не касаясь  неудач ребенка. Например,  посмотрите вместе  детский  фильм на школьную  тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, их конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник  прокомментирует увиденное,  и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым  и жизненным,  а какие  проблемы – надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? А чем они отличаются? Пусть ребенок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная»  школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.

13. Постарайтесь  объяснить  ребенку,  что все люди очень разные, кто-то может ему нравиться, кто-то – не нравиться. Так же и он может быть кому-то  симпатичен,  а кому-то  нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.

14. Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребенка трудности в усвоении предмета: он не понимает материала? Он невнимателен?  Он не  выполняет  домашних заданий?  Или что-то  еще? Попробуйте  позаниматься  с ребенком дополнительно;  если не можете сами, наймите репетитора. Следите,  чтобы ребенок выполнял  все задания,  полученные  в школе. Будьте  своему  ребенку другом, побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие трудности в учебе возникали у вас, убедите, что в этом нет ничего страшного и что ваши родители тоже когда-то помогали вам.

15. Часто ребенок не испытывает радости от познания, потому что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную  четверку, а родители недовольны: они рассчитывали на девять-десять. У каждого  свой уровень развития – и надо уметь объективно оценить его. Родители должны увидеть, действительно ли ребенок не имеет способностей к математике или ему просто лень напрягаться и решать задачи.

16. Хвалите стремление ребенка к знаниям. Не отмахивайтесь раздраженно от его вопросов, покупайте  книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Развивайте любознательность школьника, способствуйте зарождению новых идей. Будьте внимательны к вопросам, особенно если они звучат так: «Что это?», «Почему так происходит?».  Начните объяснять, беседовать. Подробно отвечая на все вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового – это интересно, важно и вы это поощряете.

17. Трезво подходите к оценке способностей своего ребенка. Не завышайте планку отметок, которых вы ждете от него, не требуйте невыполнимого. Очень часто родители воспринимают ребенка как возможность реализовать свои мечты, например: «Вот я не стал космонавтом,  а ты станешь!» Важно помнить, что ваши сын или дочь – это личности, и необходимо принимать и уважать их интересы, а не навязывать им свои. Не пытайтесь прожить жизнь за своего ребенка.

18. Будьте осторожнее с запретами. Даже если ребенок  и понимает  смысл  ваших  слов в его сознании они надолго не задерживаются.  Если вы вводите слишком много запретов, он просто перестает на них реагировать. А когда ребенок понимает, что ему ничего не предлагают взамен, то начинает злиться и еще активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему не очень-то и нужны, но превращаются в способ выяснения отношений с родителями.

19. Вносите разнообразие в детскую жизнь. Вместе посещайте   музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте  по городу. Так малыш овладевает простыми,    но необходимыми   для  него  приемами запоминания и сохранения информации в памяти, обогащается его словарный запас, формируются  умения  оформлять в словесную форму собственные суждения.

20. Каждый день встречайте ребенка вопросом: «Что интересного было сегодня в школе?» Он будет вспоминать самые приятные события, и именно они останутся в его памяти. А на следующее утро он пойдет в школу, зная, что ему там интересно.

21. Учите ребенка организовывать свое время. Для успешного обучения в школе ему нужно планировать на некоторые дисциплины больше времени,  на некоторые  – меньше.  Ребенок с раннего возраста должен уметь ценить свое время.

22. Поразмышляйте вместе с ребенком над вопросом,  какова цель  посещения   школы и какая от этого польза. Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно. Постарайтесь донести до малыша, что главное – не отметка,  а понимание материала, что если сегодня он все усвоил, то завтра ему будет легко и он даже сможет помочь тем, кто не справляется. Ребенку нужно  объяснить, что, хорошо учась, он умственно растет и совершенствуется.

23. Вы должны убеждать ребенка в том, что знания делают его сильнее, расширяют его возможности получать желаемое. Найдите литературные произведения, фильмы, в которых умные побеждают сильных.  Приведите примеры  успешных  людей, которые при помощи  хорошего  образования и знаний смогли многого достичь в жизни.  Не забывайте о мотивации ребенка. Покажите, что его образование нужно не родителям, а ему самому. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем бы он хотел стать. Так  вы сможете  объяснить  ребенку что, набираясь знаний, он будет приближаться к своей мечте.

24. Для каждого вида деятельности ребенка найдите разные места Стол и стул с карандашами и бумагой может находиться в одном месте, кресло с книгами – в другом. Наличие у ребенка разных «территорий»  для занятий позволит ему лучше концентрироваться на том, чем он занимается, научит последовательности, воспитает умение доводить начатое дело до конца.

25. Сформируйте у ребенка привычку самостоятельно выполнять домашние  задания.   Поначалу   контролируя ребенка полностью, постепенно переходите к выборочной проверке домашних  заданий. В первое время помогайте ему удерживать внимание, не давайте отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия,  отходите на несколько минут, потом возвращайтесь.

Достаточно научить ребенка организовывать свой труд в течение первого школьного года. Затем дайте ему возможность посильную часть работы выполнять самостоятельно, а для вас подготовить вопросы. Выполненную работу оценивайте объективно, не стоит придираться к мелким недочетам. Хвалите ребенка даже за самый незначительный успех. Пусть он почувствует свою силу и способности.  Если ребенок просит помощи, никогда не отказывайте ему. Проследите за своими реакциями – вместо «Ну, что там тебе задали?» спросите «Что интересное нас сегодня ждет?».

26. Никогда не приводите в пример других детей. Когда малышу постоянно  говорят о том что кто-то лучше, у него развивается комплекс  неполноценности. Ребенок растет с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, а он таковым не является. Не стесняйтесь  повторять  себе, что ваш ребенок – самый лучший и самый умный. В будущем он станет  именно таким, каким вы его видите сейчас.

27. Настраивайте ребенка на активную работу в классе. Если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую  часть устных  уроков ему удастся выучить в школе и свободного времени будет больше. Приучите ребенка старательно выполнять домашние задания – это позволит ему закрепить полученные на уроках знания и вовремя обнаружить те пробелы, которые могли возникнуть в пони мании материала урока.