Формирование культуры безопасного поведения детей на дорогах

Тема детского дорожно-транспортного травматизма практически не разработана в юриспруденции. А имеющиеся наработки как теоретического, так и практического плана зачастую носят разрозненный характер. В статье рассматриваются результаты эксперимента, который проверил уровень знаний учащимися Правил дорожного движения.

Динамическая дорожная ситуация представляет собой источник повышенной опасности и требует изменения существующего состояния. Современные статистические данные свидетельствуют об устрашающих факторах повышения детского дорожно-транспортного травматизма, несмотря на провозглашаемые лозунги об ответственности взрослых и повышении их культуры безопасности на дорогах.

Актуальность проблемы травматизма в Республике Беларусь определяется аспектами оказания экстренной и специализированной медицинской помощи, а также и его последствиями (инвалидностью и смертностью), имеющими социальное, политическое и экономическое значение. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия XXI века, поэтому очень важно обучение детей правильному поведению на улице, с учётом их психологических и физиологических особенностей.

Дети являются самой чувствительной категорией участников дорожного движения. Опыт ребенка в этом случае недопустим, поэтому так важно обратить пристальное внимание проблеме обучения несовершеннолетних поведению на улице. Из-за того, что детский организм находится в состоянии становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы, дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. [1, c.289].

На сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь размещена статья А.Н. Шикова «Профилактика детского травматизма в Республике Беларусь», в которой автор описывает физиологические и психологические особенности, объясняющие, почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия [2].  Мы позволили себе, взяв за основу указанную работу, расширить этот перечень и объяснить некоторые из особенностей более подробно:

1. Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и так же быстро их забывают, поэтому Правила следует периодически «освежать в памяти» ребенка в доступной и интересной для него форме.

2. Зачастую взрослые (в первую очередь, родители, воспринимаемые ребенком как образец поведения) нарушают правила дорожного движения и, соответственно, показывают детям неправильный образец поведения. Есть замечательная английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ребенок рождается, и ему предстоит многому научиться. Задача взрослого – научить своим примером, так как наглядные уроки - самые эффективные. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он будет теоретически подготовлен к этому. В дошкольном возрасте он находится на дороге в сопровождении взрослых: родителей, воспитателей, родственников. Когда ребенок становится школьником, его безопасность в большей степени определяется тем уровнем подготовленности к самостоятельному движению по улицам и дорогам, которого он достиг в семье. Надежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами-предостережениями «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, – могут создать у него привычки.

3. У детей, особенно у мальчиков, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности.

4. Сектор обзора периферийного зрения у детей на 15-20 % уже, чем у взрослого человека. Когда ребенок смотрит вперед, машины справа и слева остаются для него невидимыми.

5. Ребенок намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходима четверть секунды, а ребенку - 4 секунды. Более того, в силу своего возраста дети, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель, тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающийся издалека транспорт и правильно оценить дорожную ситуацию [3, c.117].

6. Маленький рост ребенка. По этой причине водителю сложнее заметить маленького пешехода. Из-за коротких шагов ребенок пребывает более длительное, по сравнению со взрослым пешеходом, время в зоне риска. Центр тяжести у ребенка расположен выше, поэтому во время бега ему сложно остановиться, но проще потерять равновесие и упасть.

7. Ребенок с опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию. Это обстоятельство объясняется тем, что у детей дошкольного и школьного возраста другие особенности слуха, чем у взрослого человека. Ребенка зачастую сложно быстро определить, откуда слышится звук. Он реагируют только на те звуки, которые ему интересны. Услышав сигнал автомобиля, дети могут сделать роковой шаг навстречу опасности.

8. Мозг ребенка не в состоянии сосредотачиваться на многом количестве объектов одновременно, и чаще его внимание устремлено на более интересный для него объект. Кроме того, в силу возрастных особенностей дети не могут быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.

9. Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов.

К перечисленному выше следует добавить еще и ряд объективных обстоятельств, не зависящих от самого ребенка, но создающих вероятность помешать движению, ухудшить слух, затруднить повороты головы при осмотре проезжей части дороги, например: плохая видимость, недостаточное освещение, неудобная одежда детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), прослушивание музыки через наушники.

Как известно, одной из причин детского дорожно-транспортного травматизма является недостаточный уровень знаний школьников в области правил дорожного движения. Мы решили проверить уровень знаний правил дорожного движения учащихся в двух школах города Гродно.

В ходе эксперимента школьникам была проведена беседа (мы сознательно употребляем слово «беседа», желая подчеркнуть создание в первую очередь непринужденной обстановки; ее проводили студенты, т.е. вчерашние школьники), показана презентация с наглядными картинками, объясняющими назначение знаков дорожного движения. 

Нами был проведен интегрированный урок «Тормозной и остановочный путь автомобиля», на котором учащиеся узнали:

1. Для остановки транспорта требуется время и пространство.  Автомобиль остановится после того, как пройдет определенное расстояние - сначала за время реакции водителя, потом за время срабатывания тормозов, затем автомобиль пройдет еще путь замедления и торможения и только после всего этого остановится. 

2. Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то тормозной путь увеличится в четыре раза, а время торможения – в два раза.

3. Чем больше масса транспортного средства, тем время торможения и тормозной путь больше, т.е. тем труднее изменить скорость автомобиля.

4. Время и расстояние на одном и том же участке дороги у одного и того же автомобиля неодинаковы и зависят от следующего: погодных условий, скорости движения автомобиля, времени реакции водителя, расстояния от пешехода до приближающегося автомобиля. Кроме того, тяжелой автомашине остановиться сложнее.  Так, при скорости 60 км/ч на сухом асфальте остановочный путь  автомобиля составляет почти 37 м, а на мокром около 60 м, на обледенелой – 155 м; что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (дождь, туман, сумерки и т.п.) скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле.


Решая задачи (условия в приложении), учащиеся узнали, что:

1. Так как время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с, то автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, пройдет  за это время 12 м.

2. Если пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд, то автобус, если его скорость была 60 км/ч, пройдет за это время 83 м.

3. Если на расстоянии 4 метров от водителя на дорогу неожиданно выбежал пешеход, а скорость машины будет 36 км/ч, и время реакции водителя составит 1 секунду, то водитель не успеет остановиться.

4. Если мяч выкатился на дорогу, и, чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд, то автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проедет 118 м.

Ответы на задачи заставили учащихся задуматься над тем, что следует быть более внимательными при переходе проезжей части дороги, ведь, как оказалось, время, за которое они рассчитывали пересечь дорогу перед движущимся транспортом, в действительности оказывается недостаточным.

Кроме того, нами было проведено исследование знаний учащимися Правил дорожного движения среди 76 учащихся 5-7 классов [4]. Экспериментальная работа проводилась в один контрольный этап. Детям были предложены анкеты 2 вариантов с вопросами, которые позволили изучить знания учащихся по ПДД и их отношение к получению этих знаний. Показатели уровней: высокий – допускают две ошибки при ответах на вопросы; средний – пять; низкий – шесть и более.

Большинство опрошенных учащихся не смогли ответить на следующие вопросы:

•    В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?

•     Как должен поступить пешеход в этой ситуации?

•    С какой стороны регулировщика разрешен переход ?
 

•    Разрешается ли пешеходам переходить через дорогу, если нет пешеходного перехода?

•    Разрешается ли пешеходу пересекать проезжую часть в данном случае?

•    Сколько человек может ехать на велосипеде?

•    В каком из этих мест пешеходу разрешено пересекать проезжую часть?

•    Как называется этот знак?


•    Кто  из велосипедистов не нарушает посадки?


•   Какой из знаков разрешает пешеходный переход проезжей части именно в том месте, где он установлен?
      

•   Какой знак называется «Пешеходная дорожка»?
    

К сожалению, подавляющая часть вопросов, на которые большинство опрошенных учащихся не смогли дать правильного ответа, касалась пересечения пешеходом проезжей части. Печально, что дети не знают, как, где и когда они могут и должны переходить проезжую часть дороги, а с данной ситуацией они сталкиваются не один раз в течение дня. Незнание правильных ответов именно на эти вопросы может привести к плачевным для здоровья, а то и фатальным для жизни последствиям, ведь согласно статистике, пешеходы гибнут в два раза чаще, чем водители.

Мы считаем, что именно на изучение этой темы с первую очередь следует обратить внимание. По этой причине мы разработали и передали в школы, в которых проводили опрос детей, памятки для родителей (несколько вариантов) с советами:

•    привлекать ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге (в виде игры предлагать ребенку описать то, что он видит на дороге);

•    проговаривать маленькому ребенку свои движения (поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей) и объяснять их (движений) значение;

•    учить ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

•    обращать внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, рассказывать о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

•    показывать ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции;

•    переходить дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;

•    идти только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный сигнал не переходят, даже если нет транспорта;

•    выходя на проезжую часть, прекращать разговоры: ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;

•    не спешить и не бежать, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

•    не переходить дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;

•    не выходить на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучать ребенка делать так же;

•    не торопиться перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешить и не бежать к ним, внушить ребенку, что это опасно;

•    не начинать переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объяснить ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

•    при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учить ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта;

•    научить ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

Кроме того, мы считаем, что профилактическую работу с учащимися в школах должны, в первую очередь, осуществлять инспекторы ГАИ, т.е. те люди, которые в силу специфики своей работы лучше других должны знать правила дорожного движения. Подавляющую часть педагогов в школах составляют женщины, и не все из них имеют права на управление транспортным средством и сдали экзамен в ГАИ на знание ПДД. Более того, в книге «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся» Роберта Чалдини, признанного мастера влияния и убеждения, которая выдержала в США пять изданий, и ее тираж давно уже превысил два миллиона экземпляров, описывается серия исследований, проведенных социальным психологом Леонардо Бикманом (Bickman, 1974), доказывающих силу авторитета людей в форме [5, С. 267-268]. Ассистенты Бикмана просили прохожих на улице выполнить какое-то странное требование (например, подобрать выброшенный бумажный пакет, встать по другую сторону от автобусной остановки). В половине случаев требующий – молодой человек – был одет в обычную уличную одежду; в другой половине случаев он носил униформу охранника. Независимо от типа требования гораздо большее количество людей повиновалось, когда требующий был в форме.

Особо показательным был следующий вариант эксперимента. Требующий останавливал пешеходов и указывал на человека, который стоял в 50 футах от них возле счетчика, определяющего стоимость парковки. Требующий, одетый то в обычную одежду, то в форму охранника, говорил всем пешеходам одно и то же: «Вы видите того парня у счетчика? Он превысил время парковки, но у него нет мелочи. Дайте ему 10 центов!» После этого требующий заворачивал за угол, так что к моменту, когда пешеход подходил к счетчику, требующего уже не было видно. Однако действие униформы продолжалось и после ухода одетого в нее человека. Почти все пешеходы выполняли указание «охранника», но лишь менее половины прохожих подчинялись требованию человека, одетого в обычную одежду.

Позднее Бикман выяснил, что студенты колледжа угадывали с большой точностью, какой процент выполнит распоряжение требующего, одетого в уличную форму (50 % против действительных 42 %); однако студенты значительно приуменьшили в своих прогнозах процент пешеходов, которые подчинились требованию человека, одетого в униформу (63 % против реальных 92 %) (Bickman, 1974).

Результаты проведенного эксперимента подтвердили необходимость проведения работ по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма. Такая деятельность должна носить системный и комплексный характер, так как эффективная профилактика возможна только тогда, когда она устраняет криминогенные факторы, вызывающие опасную ситуацию.

Приложение
Задача 1
 
Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч?
Ответ: 12 метров

Задача 2

Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд. Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 60 км/ч?
Ответ: 83 метра

Задача 3

Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда.
Ответ: Водитель не успеет начать торможение , так как за одну секунду машина пройдет путь 10 м

Задача 4

Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?
Ответ: 117 метров
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соблирова, Т.Х Духовно-нравственное здоровье, эмпатия молодежи и безопасность дорожного движения /Т.Х. Соблирова // Здоровье и образование в XXI век. – 2008. – № 2. – С. 289–291.
2. Шиков, А.Н. Профилактика детского травматизма в Республике Беларусь /А.Н. Шиков. – Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/kultura_zdorovia/travmatizm/child_travmatizm.  – Дата доступа: 02.05.2015.
3. Танага, И.В. Причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям и пути их устранения / И.В. Танага // Общество и право. – 2009. – № 2. – С. 117–120.
4. Моисеева, И. А. Эксперимент по исследованию педагогических условий формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах /И.А. Моисеева, А.В. Береснева // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 4. Правазнаўства.- 2016.
Т.6. № 1. С.8190
5. Чалдини, Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5-е изд. /Р. Чалдини. – СПб.; Питер, 2014. – 336 с.

Моисеева Ирина Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Береснева Анна Викторовна, студентка 4 курса юридического факультета учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».