Как сформировать социально-правовую компетентность несовершеннолетних

Современная образовательная политика Республики Беларусь предполагает воспитание нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами, владеющей культурой безопасной жизнедеятельности.

Как показывает социально-педагогическая практика, подростки часто совершают правонарушения из-за отсутствия у них знаний об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних и о последствиях, которые влечет за собой нарушение закона. Несовершеннолетним в большинстве случаев недостает положительного опыта в сфере социально-правовых отношений, который должен приобретаться ребенком во взаимодействии с микросоциумом. Успешная социализация личности связана с ее активностью в различных сферах жизнедеятельности общества, способностью выполнять соответствующие роли, в том числе социально-правовые, и готовностью соответствовать социальным ожиданиям и требованиям.
 
Создание условий для приобретения несовершеннолетними самостоятельного положительного опыта в сфере социально-правовых отношений возможно в рамках организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода, который предполагает усиление практической направленности образования, смещение акцента с принципа адаптивности на принцип компетентности. Компетентность, по мнению ученых, включает в себя опыт самостоятельной деятельности, личную ответственность обучающегося, а также знания, умения и навыки в определенной сфере деятельности.

Формирование социально-правовой компетентности у несовершеннолетних является одним из эффективных путей, помогающих реализовывать задачи правовой социализации и нравственно-правового воспитания. Учеными подчеркивается, что наличие социально-правовой компетентности эффективно влияет на способность человека применять правовые знания для решения практических задач.

В процессе формирования социально-правовой компетентности ребенок обучается определять свои потребности, возникающие в ходе расширения взаимодействия с социально-правовой действительностью, находить адекватные средства их достижения, соотносить эти средства с правовыми требованиями. У подростка развиваются как способность прогнозировать и оценивать последствия своих поступков, так и ответственность за свои действия.

Личная безопасность