Занимательное путешествие в королевство Законию

Сценарий внеклассного мероприятия по правовому воспитанию обучающихся на I ступени общего среднего образования
Афанасенко Светлана Алексеевна,
государственное учреждение образования
«Средняя школа № 209 г. Минска»

 
Цель: формирование у обучающихся правовой культуры, активной жизненной позиции, норм нравственного поведения.

Задачи: расширить представления обучающихся об обществе, морали и праве; способствовать развитию этической и правовой культуры; способствовать подведению обучающихся к пониманию необходимости соблюдения  и уважения прав других людей.  Слайды 1-3

Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.

Оборудование: карточки для выполнения заданий; шаблоны «Правильных знаков», фломастеры, цветные карандаши; маршрутные листы; звуковоспроизводящая аппаратура; плакаты — название станций; костюмы для сказочных героев, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:     
1. Участники предварительно делятся на несколько команд.
2. Выделяются ключевые вопросы для изучения.
3. Участники  получают домашнее задание: создать проект «Как сделать мир лучше?» (приветствуется помощь родителей).

Ход мероприятия:

I. Вступительная часть
(Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»)
Всех приветствуют король и королева королевства Закония (одеты в нарядную одежду, на плечах — мантии, расшитые словами: закон, право, кодекс, мораль, гражданин, конституция и др.).
Король:
— Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем Вас совершить путешествие в наше королевство Законию. Мы наблюдали за вами и увидели, что многие ребята думают, что у них есть права, что им все кругом обязаны, а они никому ничем не обязаны. А вы как думаете?
— А нужно ли соблюдать права других людей?
Королева:
— Давным-давно, тысячи лет назад на нашей планете появились люди. Тогда и появились вопросы. Слайд 4
Что люди могут и что не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право  и на что не имеют?

II. Основная часть   
Разминка «Да — нет»
Король:
— Дорогие ребята, назовите качества личности, которые нужны для жизни в обществе. Если да, то хлопайте в ладоши.
Доброта, порядочность, жадность, справедливость, злость, честность, аккуратность, лень, старательность, лицемерие, внимательность, смелость, наблюдательность, трусость, скромность. Слайд 5
Королева:
— Дорогие ребята, получите маршрутный лист, в котором будут оцениваться ваши конкурсы. Удачи вам!
(1 балл получат участники за каждый правильный ответ  на станциях 1, 2, 3, 5, 7, 8. 5 баллов — на станциях 4, 6, 9).  

1. Станция «Историческая»
Без прошлого нет будущего
Король:
— У каждой страны есть своя история. Ответьте на мои вопросы:  Слайд 6
1. Назовите первое государство на территории Беларуси. (Великое Княжество Литовское)
2. Как назывался первый свод законов на территории Беларуси? (Статут Великого Княжества Литовского)
3. Когда образовалась Республика Беларусь? (1991 г.)
4. Назовите Основной закон Республики Беларусь. (Конституция Республики Беларусь)
5. Как называется документ, в котором перечислены гражданские, политические, социальные, культурные права, которыми должны быть наделены люди во всём мире? (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.)

2. Станция «Правляндия»
Поступать по праву, а не действовать силой. (Л.Тит)
Королева:        
— А теперь составьте мозаику — соедините понятие и его объяснение.
Мозаика «Составь верные высказывания»  Слайд 7
При правильных ответах получится с другой стороны мозаика «Я — ребёнок. Я имею право».


Государство

организация политической власти в обществе, осуществляющая в пределах определённой территории установленные задачи и функции.

Конвенция

международный договор, устанавливающий взаимные права и обязанности государств в определённой области.
Мораль

сложившаяся в обществе система поведения людей.

Право

система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Обязанности

круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

Каждому участнику вручаются памятки «Я — ребёнок. Я имею право».

3. Станция «Сказочная»
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
Король:
— Сказочные герои расскажут о ситуациях, в которые они попали, а вы, ребята, назовите, какое право было нарушено.
Василиса Прекрасная:  Слайд 8
— Кощей Бессмертный похитил меня из родительского дома, запер в неприступной башне и силой хотел на мне жениться.  Какие права нарушил Кощей Бессмертный? (Право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь и др.)
Буратино:
— Хитрые разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги. А Карабас Барабас вообще схватил меня, отнёс в кладовую кукольного театра и повесил на гвоздь. А ещё он хотел бросить меня в огонь. Какие права были нарушены? (Право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества)
Золушка:  Слайд 9
— Злая мачеха заставляет меня трудиться с утра до ночи. То  — пошей платья, то приберись в доме, то перебери крупу. Ни одной свободной минутки! Какие права нарушены? (Право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня)
Красная Шапочка:
— Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик к бабушке и проглотил мою бабушку и меня. Какие права он нарушил? (Право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность)

4. Станция «Художественная»
Королева:   
 — Вспомните, какие знаки можно увидеть на дороге, в общественных местах (разрешающие, предупреждающие и запрещающиеся). Эти знаки — правила.
Предлагаю вам придумать и нарисовать знаки для правил поведения в школе, отношений между людьми, правил жизни.  Слайд 10
На столе лежат чистые листы бумаги в форме ромба, круга, квадрата, прямоугольника, которыми участники могут воспользоваться. Нарисованные знаки комментируются участниками.
    
5. Станция «Парламентариев»
Законы, как и дома, опираются друг на друга. (Э. Берк)
Король:
— Ребята, я думаю, что вы умеете дружить.  Я предлагаю вам составить кодекс дружбы, используя пословицы, которые нужно собрать из слов.  Слайд 11
Относись, к людям, так, к тебе, как ты бы, чтобы относились, хотел.
Легко, найти, сохранить, друзей, да трудно.
Друга, а найдёшь —, ищи, береги.
Друг, за друга, выиграешь, стой, бой.
Доброе, богатства, лучше, братство.
Дерево, сильно, друзьями, а человек, корнями.
Пока участники выполняют задание, звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

6. Станция «Игровая»
Королева:
 — Дорогие ребята! А сейчас немного отдохнём.
Проводится игра-разминка «Пройди мостик».  Слайд 12
На полу мелом рисуется довольно длинный мостик шириною не более 30 сантиметров. Ребята представляют, что этот мостик перекинут в горах через пропасть. Пары детей по очереди подходят к мостику. Партнёры в каждой паре становятся по разные стороны. Их задача — перейти одновременно на другую сторону. Если при переходе участник задевает меловую черту, считается, что он упал в пропасть.

7. Станция «Журналист»
Сущность закона — человеколюбие. (У. Шекспир)

Журналист:
— Дорогие ребята! Я — журналист газеты «Королевский этикет». Хочу написать статью о правилах поведения в общественных местах.
Вопросы   Слайд 13
1. Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Театр, кинотеатр, улица, больница, музей, общественный транспорт и др.)
2. В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему?
3. Как нужно вести себя в транспорте?
4. Если вы нечаянно кого-то толкнули, что нужно делать?
5. Если вам нужно перейти улицу, как вы обойдёте трамвай? А троллейбус и автобус? (Трамвай нужно обходить спереди, а троллейбус и автобус — сзади)
6. Как нужно идти между рядами в театре, в кинотеатре?  (Лицом к сидящим)
7. Можно ли во время спектакля, просмотра фильма разговаривать, шуршать бумагой и т.п.?
8. Как нужно здороваться со взрослыми, с друзьями?
Журналист:
— Молодцы ребята, я думаю, что вы не только знаете правила поведения в общественных местах, но и соблюдаете их.

8. Станция «Юмористическая»
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее
 опыт людей на благо общества.  (С. Джонсон)
Король:
— У каждого народа есть свои традиции, обычаи, культура. То, что для одних народов является нормой, у других народов вызывает смех, у третьих – негодование. Подобно различиям в культурах, существуют различия в праве, которые также способны вызвать различные эмоции у иностранцев.
— Выберите законы, которые существуют или когда-либо существовали в разных странах мира. Если ответ верный, с другой стороны будет картинка.
1. Правонарушением считается использование более двух цветов при покраске дома.   Слайд 14
2. Запрещено выгуливать собаку на поводке хозяина.
3. Общественным организациям запрещено встречаться, если их члены одеты в одинаковые костюмы.
4. Домовладельцы могут быть оштрафованы в случае, если они не снимут рождественские украшения до 14 января.
5. Запрещается задерживать перелётных птиц, летящих с юга.
6. Противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера.

9. Станция «Международная»
Создавайте лишь немного законов, но следите за тем,
чтобы они соблюдались. (Д. Локк)


Участники показывают своё домашнее задание — проект «Как сделать мир лучше?»  Слайд 15

III. Заключительная часть  
Награждаются команды-победители. Король и королева Законии благодарят ребят за активное участие и вручают каждому участнику свидетельство королевского советника королевства Законии.
Король и королева:
 — Как бы жизнь не летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело —
Тем живём на земле.   Слайд 16
          (Н. Водневский)             

(Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты», все герои прощаются и уходят). 
 
Приложения
1. Маршрутный лист команды ____________________________
 
№ п/п Название станции Результат
1. Историческая
2. Правляндия
3. Сказочная
4. Художественная
5. Парламентариев
6. Игровая
7. Журналист
8. Юмористическая
9. Международная

2. Карточки для использования на станции «Правляндия»
Если сложить мозаику, то с одной стороны получатся выражения, а с другой стороны - картинка «Права ребенка».


Государство

организация политической власти в обществе, осуществляющая в пределах определённой территории установленные задачи и функции.

Конвенция

международный договор, устанавливающий взаимные права и обязанности государств в определённой области.
Мораль

сложившаяся в обществе система поведения людей.

Право

система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Обязанности

круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.


 
3. Карточки для использования на станции Юмористическая

1. Правонарушением считается использование более двух цветов при покраске дома.

2. Запрещено выгуливать собаку на поводке хозяина.


3. Общественным организациям запрещено встречаться, если их члены одеты в одинаковые костюмы.
4. Домовладельцы могут быть оштрафованы в случае, если они не снимут рождественские украшения до 14 января.

5. Запрещается задерживать перелётных птиц, летящих с юга.


6. Противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера.

4. Свидетельство Королевского советника



СВИДЕТЕЛЬСТВО

КОРОЛЕВСКОГО СОВЕТНИКА КОРОЛЕВСТВО «ЗАКОНИЯ»



СВИДЕТЕЛЬСТВО

КОРОЛЕВСКОГО СОВЕТНИКА КОРОЛЕВСТВО «ЗАКОНИЯ»
 
Вручается ________________________
__________________________________
Фамилия, имя
Дата _____________________________


5. Презентация
«Занимательное путешествие в королевство Законию»
Правила безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций для детей и взрослых