Юным участникам дорожного движения

Ребята, вы должны сами непременно научиться разбираться со сложными ситуациями на дороге. Попросите родителей выбрать наиболее безопасный маршрут к школе и еще до начала учебных занятий много раз пройдите и обговорите его вместе. Важно тренировать поход в школу со всей серьезностью и как можно ближе к естественной ситуации. Чтобы закрепить свои знания, поменяйтесь ролями с родителями. Вы как взрослые объясните элементарные правила поведения на проезжей части, как нужно вести себя в опасных местах, встречающихся по дороге в школу.

Выберите такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков, даже если он и станет немного длиннее из-за небольших обходов таких участков.

Запомните элементарные правила

Самое главное правило для юных пешеходов – всегда быть внимательным на дороге.

Улицу нужно переходить по подземному, надземному или наземному пешеходному переходу.

Нужно знать следующие знаки, которыми обозначен переход:

подземный пешеходный переход  Знак Подземный пешеходный переход
надземный пешеходный переход  Знак Надземный пешеходный переход
наземный пешеходный переход  Знак Наземный пешеходный переход

Кроме знаков обратите внимание на дорожную разметку.

На регулируемом (есть светофор или регулировщик) и нерегулируемом пешеходном переходе бывает разметка:

«зебра» – с полосками белого цвета     Разметка Зебра
в местах повышенной опасности полоски будут белого и желтого цвета      Разметка Зебра в местах повышенной опасности
нужно знать, что если пешеходный переход оборудован дорожным светофором
(регулируемый переход), разметка может быть такой
    Картинка Разметка может быть такой

При переходе по наземному пешеходному переходу сначала остановитесь на краю тротуара или обочине и посмотрите регулируемый это переход или нет.

Важно!

Так выглядит пешеходный светофор Картинка пешеходный светофор

Если дорога регулируется светофором, нужно дождаться зеленого света для пешеходов, затем убедиться, что все машины остановились, и только потом переходить улицу. 

 

Прежде чем переходить улицу по нерегулируемому пешеходному переходу, необходимо посмотреть налево, затем направо, дойдя до середины улицы – еще раз направо.

Ни в коем случае нельзя стоять за машиной, которая остановилась или отъезжает со стоянки, припарковывается. Водитель может не заметить тебя из-за маленького роста.

Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить из-за транспорта. Нужно подождать, пока он отъедет и только потом начать переход.

Играйте в местах, предназначенных для игр: парки, детские и спортивные площадки и т.п. НЕ ИГРАЙТЕ на тротуаре или обочине и проезжей части.

Никогда не перебегайте улицу и не дергайтесь из стороны в сторону, не останавливайтесь на дороге. Спокойно переходите дорогу обычным шагом. 

Картинка Поведение на дороге

Сейчас почти у каждого ребенка родители имеют автомобиль. Может, это касается и тебя. Но спорим, не каждый родитель правильно перевозит своего ребенка, даже если и знает, как нужно это делать. Поэтому тебе как ответственному человеку надо позаботиться о себе самом, а заодно и напомнить эти правила родителям.

Важно!

Пассажиром является лицо, которое не управляет транспортным средством и находится в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с него.

Запомни элементарные правила
  1. Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
             детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
             детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет. При этом ремень должен проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.
  2. Если тебе еще нет 12 лет, но твой рост выше 150 см, то тебе можно ездить в машине без использования детских удерживающих устройств, но обязательно пристегнувшись ремнем безопасности! А еще детям можно ездить без автокресла или бустера в автомобиле-такси.
  3. Ребенок выше 150 сантиметров или старше 12 лет, как любой другой пассажир, должен быть обязательно пристегнут ремнем безопасности!
  4. Нельзя перевозить детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу легкового автомобиля, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, которая не отключена.
  5. Даже при поездке на короткие расстояния ты должен пристегнуться и напомнить об этом родителям.
  6. При перевозке пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, – штраф!
  7. Помни, что садиться в машину и выходить из нее необходимо только со стороны посадочной площадки, тротуара или обочины, а не со стороны дороги, по которой ездят автомобили.
  8. Помни, что пассажиру автомобиля запрещается:
             отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения и (или) мешать водителю в его управлении;
             препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а во время его движения высовываться в оконные проемы, открывать двери транспортного средства.

Познавательная информация

При столкновении на скорости 50 км/ч не пристегнутые ремнем безопасности дети выкидываются вперед с силой, в 25 раз превышающей их вес и равной прыжку с пятого этажа. Риск травматизма по сравнению с пристегнутыми ремнем детьми в 7 раз больше.

Сначала пристегнись, потом едь!

Темнота – друг молодежи, как говорят многие. Но в условиях дорожной безопасности с этим можно поспорить. Ночью происходит меньше несчастных случаев, потому что в это время суток дорожное движение не такое интенсивное, как днем. Однако происшествия в темное время суток имеют более высокую тяжесть последствий, а самые тяжелые последствия имеют дорожно-транспортные происшествия на неосвещаемых участках улиц и дорог.

Фликер

Мы все видим в темноте хуже, даже если и не хотим этого признавать. С наступлением сумерек видимость ухудшается более чем в 2 раза. Острота зрения значительно уменьшается (до 90 %). Расстояние и скорость приближающихся транспортных средств оцениваются достаточно необъективно. Пешеходы и велосипедисты водителю видны хуже всего.

В условиях плохой погоды и в темное время суток водители не видят или замечают их уже слишком поздно. Ситуация усложняется еще и тем, что дети, видя огни приближающейся машины, думают, что водитель их видит. Водители же распознают детей часто в последний момент.

Ты должен знать, как правильно вести себя ночью на дороге.

  • Необходимо двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, либо по обочине. 
  • Если указанные элементы дороги отсутствуют или невозможно движение по ним пешеходов, можно двигаться по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
  • В темное время суток при движении по краю проезжей части дороги или обочине обязательно обозначьте себя световозвращающими элементами. С наступлением ночи ты должен быть особенно аккуратным, так как очертания становятся все менее ясными и дорожные знаки труднее различить. Водители часто едут усталые, не сразу включают фары и видят не очень отчетливо. Так что одному тебе в темное время суток на проезжей части лучше не находиться.

Познавательная информация

Отражатели обязательно нужны и важны. Только один пример: тебя в темной одежде можно заметить при ближнем свете на расстоянии 25 м. Если ты одет в светлое, расстояние увеличивается до 40 м. А отражатели, прикрепленные на одежду, позволяют тебе «светиться» на расстоянии 130–140 м. Обязательно закрепите на одежде отражатели. Особенно хороши те, которые прикреплены к школьному ранцу на веревочку и, таким образом, их можно видеть со всех сторон.

Все типы световозвращателей, предназначенные для обозначения пешеходов, изготовлены из специального материала, который в отличие от обычных материалов не рассеивает свет, а отражает его обратно в сторону источника света.

Пешеходные отражатели, назовем их катафотами, представляют собой чаще всего свободно свисающие световозвращающие пластины либо прикрепленные к одежде значки и наклейки. Вариант таких катафотов для детей выполняется в виде зверюшек, сердечек и других мультяшных персонажей. Еще один способ обозначить пешехода в темноте – это вшитые в одежду или обувь кусочки ткани со световозвращающей поверхностью, а также нарукавные повязки, браслеты и термонаклейки из аналогичных материалов.

Чаще всего наезды на пешеходов происходят на участках дороги с двусторонним движением. В таком случае использование световозвращателей на обеих сторонах тела сокращает потенциальный риск попасть в дорожно-транспортное происшествие по сравнению с тем, когда катафот виден только водителям, следующим в одном направлении.

Так что найди возможность приобрести пешеходный катафот и обозначь себя в темноте.

Ты в безопасности, когда тебя видно!

 

Необходимо запомнить, что управлять велосипедом на проезжей части дороги без сопровождения взрослых можно только с 14 лет, а мопедом с 16 лет. Во дворах и парках, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам на велосипеде можно ездить в любом возрасте.

Движение на велосипеде должно осуществляться только по велосипедной дорожке, но если она отсутствует, то необходимо ехать по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При этом велосипедист не должен создавать препятствия для безопасного движения пешеходов. Если отсутствуют и эти элементы дороги или невозможно двигаться по ним, тогда допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. Выезд более 1 метра от правого края проезжей части дороги разрешен только для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. При наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста. 

Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или по дороге не далее 1 метра от правого края проезжей части. Выезд на расстояние более 1 метра разрешен только для объезда препятствия или в разрешенных случаях для поворота налево, разворота, а также в случаях, когда полоса движения предназначена только для поворота направо.

Выглядеть модным и стильным важно не только для велосипедиста, но и для его «железного коня». Тем более если это напрямую влияет на безопасность. Поэтому при движении по дороге в темное время суток или при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет, а также будет не лишним оборудовать велосипед катафотами и световозвращающими элементами. При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).

Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться. Велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Необходимо знать и выучить, что категорически запрещается велосипедистам и водителям мопеда:

  1. Использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, а также оборудованные с нарушением установленных требований.
  2. Двигаться по проезжей части дороги, обочине в условиях снегопада и (или) гололедицы.
  3. Перевозить пассажиров. Исключением может быть перевозка детей в возрасте до 7 лет в велосипедном шлеме на дополнительном специально оборудованном сиденье, фиксирующем (предохраняющем) ноги ребенка, или когда перевозка пассажиров предусмотрена конструкцией мопеда.
  4. Перевозить грузы, которые выступают более чем 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда или мопеда, а также грузы, мешающие управлять ими.
  5. Водителю велосипеда запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.
  6. Водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
  7. Запрещается буксировка велосипеда велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
  1. Идем только по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, можно идти по обочине дороги, не выходя на проезжую часть. А если нет удобной обочины, пешеходам разрешено идти по краю проезжей части, причем только в один ряд друг за другом и обязательно навстречу движению машин.
  2. Переходим дорогу только по пешеходным переходам, обозначенным линиями на проезжей части («зебра»), и в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  3. На регулируемых светофорами пешеходных переходах переходим улицу только на зеленый свет. Но даже на зеленый никогда не начинаем движение сразу, сначала убеждаемся, что машины успели остановиться, и путь для нас безопасен.
  4. Если на пешеходном переходе нет светофора, поступаем следующим образом: подходим к пешеходному переходу и останавливаемся. Ни в коем случае не начинаем движение без остановки, так как водитель может не заметить нас, а если и заметит, то не успеет затормозить. Посмотрим в обе стороны: если машин поблизости нет – выходим на проезжую часть.
  5. На перекрестке без светофора нет пешеходного перехода? Разрешено переходить дорогу только под прямым углом и ни в коем случае не перебегать! Остановимся. Посмотрим по сторонам и убедимся, что поблизости нет машин. Дойдя до середины дороги, посмотрим направо: не появились ли машины. Если машин нет, идем дальше. Если есть, остановимся на середине дороги, пропустим их.
  6. Страшновато переходить улицу одному? Попросим кого-нибудь из взрослых перевести или же дождемся, пока взрослый станет переходить дорогу, и пойдем рядом с ним.
  7. При переходе дороги будем предельно внимательными, прекратим разговоры с друзьями, не станем суетиться и спешить.
  8. Услышав сигнал или увидев включенные проблесковые маячки автомобилей оперативного назначения, немедленно освобождаем проезжую часть, а находясь на тротуаре, не начинаем переходить дорогу, пока специальные автомобили не проедут. Это необходимо сделать даже в том случае, если для пешеходов горит зеленый свет светофора.
  9. Ожидаем общественный транспорт только на посадочной площадке, а если ее нет – на тротуаре или обочине, подальше от проезжей части дороги. Не выходим на проезжую часть, даже если очень хочется посмотреть, не идет ли там нужный транспорт. Ведем себя спокойно, подходим к двери транспортного средства только после его полной остановки.
  10. Катаемся на роликах и скейтбордах только во дворе, сквере или парке, на специальных асфальтовых и бетонных площадках, дорожках, аллеях, но обязательно далеко от транспортных средств и большого скопления пешеходов.

Если спросить любого, кто завладел правом управлять транспортным средством о том, хороший ли он водитель или нет, то в худшем случае он ответит, что он неплохой водитель. Только единицы относятся к своим навыкам самокритично. Примером может служить тот факт, что при развитии почти любой аварийной ситуации оба водителя считают себя правыми, страшно ругаются, машут свободной рукой и корчат ужасные гримасы. Дело в том, что перед развитием аварийной ситуации, оба водителя выстраивают в уме предполагаемую цепочку событий. Когда чьи-то действия идут вразрез с тем, чего желает один водитель, то прямым виновником случившегося, считается другой. Вопрос: «Что я сам сделал неправильно?» – уже не рассматривается.

Когда пытаетесь быть предусмотрительными, не надо надеяться на то, что все произойдет именно так, как вам хочется.

Случаи из жизни

Троллейбус (автобус) едет медленно. Водители легковых автомобилей друг друга не видят и поэтому могут посчитать, что раз не видно – значит никого и нет.

1. При повороте налево водитель не смотрит в зеркало бокового вида, так как считает, что по правилам дорожного движения слева никого быть не может.

2. Скорость автомобиля, который выполняет разворот, меньше, чем у автомобиля, совершающего левый поворот. Водители, которые очень спешат, забывают о том, что включенный левый указатель поворота может означать как поворот, так и разворот. Выполняя разворот, контролируйте заднюю машину, чтобы вовремя остановиться.

4. Не вводите других водителей в заблуждение. Включайте указатель поворота непосредственно перед нужным вам перекрестком.

5. На дороге с тремя полосами для движения и более нельзя перестраиваться, проезжая один из рядов под углом, так как вы не можете контролировать ряд, в который желаете перестроиться.

6. Когда разговариваешь с водителем в спокойной обстановке, он понимает, что необходимо убедиться в отсутствии человека перед останавливающимся в соседнем ряду автомобилем. Во время же управления автомобилем здравый смысл у многих перестает работать.

7. Даже если стоящий впереди автомобиль находится на обочине, будьте готовы к тому, что движущееся впереди транспортное средство начнет перестраиваться в ваш ряд. Заранее снижайте скорость, и вам не придется уходить на встречную.

8. При встречном разъезде сразу определите, видел вашу автомашину пешеход или не видел. Если нет полной уверенности – снижайте скорость!

9. Велосипедист – тот же пешеход, но передвигается в пространстве гораздо быстрее. Ребенок на велосипеде – это неуправляемая торпеда. На рисунке видно, что перед возникновением опасной ситуации внимание водителя было переключено на главную дорогу.

10. Довольно часто при движении по загородной дороге можно увидеть водителей, которые выполняют обгон на авось, не убедившись в наличии встречного транспорта. Дело в том, что людям свойственно недооценивать возможность появления маловероятных событий, в особенности если возникновение такого события носит нежелательный для человека характер, например, требует дополнительных действий или сопряжено с угрозой опасности. Очевидно, водители просто пренебрегают вероятностью возможного появления из-за поворота или из-за вершины подъема встречного автомобиля.

11. Многие водители знают, что если двигаться за грузовым автомобилем, то можно получить камень в лобовое стекло, но грузовики опасны не только этим. Водители нередко сталкиваются с падением груза на личный, дорогой сердцу и семейному бюджету автомобиль. Самое обидное то, что виновник в большинстве случаев не знает о случившемся и спокойно следует дальше. Вы не можете проконтролировать, хорошо ли закрепили груз на грузовике, с которым вы сегодня в полдень встретитесь на десятом километре автодороги «Минск – Большие канавы», но избежать неприятной ситуации все-таки можно. Для этого необходимо выбрать такую скорость своего автомобиля (увеличить или снизить ее), чтобы не встречаться на изгибе дороги с попутным или встречным грузовиком, перевозящим груз.

Правила пользования общественным транспортомПравила пользования общественным транспортом