Государственные органы на страже прав ребенка

Основная функция нотариата – это обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Нотариальные действия в республике совершают государственные нотариусы, которые работают в составе государственных нотариальных контор, и частные нотариусы, организованные в нотариальные бюро.

В населенных пунктах, в которых нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальные действия совершают должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов (как правило, это должностные лица сельских и поселковых исполкомов).

Для граждан Республики Беларусь, находящихся за границей, нотариальные действия совершают должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Нотариусы совершают различные виды нотариальных действий: удостоверяют договоры, доверенности, завещания, выдают свидетельства о праве на наследство, свидетельствуют верность копий документов, подлинность подписей граждан на документах, в том числе подлинность подписи переводчика на переводах документов, передают заявления граждан и юридических лиц и т.д.

При нотариальном удостоверении сделок от имени несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет (малолетних) действуют их законные представители – родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.

При нотариальном удостоверении сделок нотариусы предпринимают меры по обеспечению защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан. Так, при удостоверении сделок по отчуждению, передаче в залог имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, отказе от наследства от имени ребенка, принятии наследства под условием, отказе от принятия имущества в дар, разделе имущества ребенка нотариус истребует согласие органа опеки и попечительства на совершение этих сделок.

Также нотариусами проверяется наличие разрешения органа опеки и попечительства на совершение опекуном (или дачу согласия попечителем несовершеннолетнего) сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (внаем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

При отчуждении жилых помещений нотариусы также проверяют соблюдение прав несовершеннолетних, проживающих в этих жилых помещениях. Нотариальное удостоверение договора отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, производится только при наличии согласия органа опеки и попечительства.
В Республике Беларусь, как и в любом другом государстве, существует система органов, наделенных правом разрешать юридические дела. Особое место среди таких органов занимают суды. Каждое физическое лицо (гражданин) и юридическое лицо (организация) могут защитить свои законные интересы и нарушенные права через обращение в суд.

Суд является самостоятельным институтом государства, обладает собственными неотъемлемыми функциями и полномочиями; его деятельность полностью относится к сфере права, он принимает юридически значимые решения, которые подлежат исполнению.

Суд – это орган по урегулированию социальных конфликтов. Предназначение судебной власти изначально заключается в том, чтобы разрешать возникающие в обществе споры, разногласия, конфликты, причем разрешать правовыми средствами, справедливым и приемлемым образом.

Основы судоустройства в нашей стране регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и процессуальными кодексами, действующими для специальных отраслей правосудия.

Судебную систему Республики Беларусь составляют: Конституционный Суд Республики Беларусь и общие суды.

В систему общих судов входят районные (городские) суды, областные суды, экономические суды областей (города Минска), Минский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь.

К функциям районных (городских) судов относятся:
  • рассмотрение уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях;
  • своевременное и полное исполнение исполнительных документов.

  • Кроме того, районными судами проводится большая работа по профилактике правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних. Это и оказание содействия школам, гимназиям и другим учебным заведениям в проведении открытых уроков и иных мероприятий по вопросам пропаганды правовых знаний среди молодежи,  и выступление судей с лекциями и беседами на правовые темы в учебных заведениях, и обсуждение приговоров, вынесенных в отношении несовершеннолетних, а также освещение в средствах массовой информации правоприменительной практики судов.
    Важнейшие события в семейной (личной) жизни человека – рождение, брак, смерть, усыновление, установление материнства или отцовства, перемена имени – должны быть надлежащим образом зафиксированы в соответствующих уполномоченных государственных органах – органах, регистрирующих акты гражданского состояния, поскольку с регистрацией этих событий связано возникновение или прекращение определенных установленных законом прав и обязанностей.

    Регистрация актов гражданского состояния производится путем составления соответствующей записи акта гражданского состояния и выдачи заявителю на ее основании свидетельства о регистрации акта гражданского состояния.

    Помимо регистрации актов к компетенции органов загса относится также выдача повторных свидетельств, справок, других документов, содержащих сведения из записей актов, внесение изменений в записи актов, их восстановление и аннулирование.

    Правильная и своевременная регистрация актов гражданского состояния обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних детей, и государства.

    Данные, получаемые из записей актов гражданского состояния, дают возможность, в частности, не только установить либо подтвердить родственные отношения между людьми, но и проводить государству верную социальную и экономическую политику.

    Реализация и защита прав несовершеннолетних органами загса осуществляется в различных видах их деятельности. Например, гражданин Республики Беларусь, достигший шестнадцати лет, вправе самостоятельно обратиться в органы загса по вопросу перемены своей фамилии, имени или отчества. Для этого ему необходимо подать соответствующее заявление в орган загса по месту своего жительства. Что касается изменения фамилии, имени и отчества детям до 16 лет, то данный вопрос решается с согласия органа опеки и попечительства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Например, отчество ребенка, не достигшего шестнадцати лет, изменяется, если изменил в установленном порядке собственное имя отец или в случае установления отцовства. Собственное имя и отчество ребенка могут быть изменены также при его усыновлении.

    В соответствии с Кодексом о браке и семье одним из условий заключения брака является достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста, который устанавливается в 18 лет. Вместе с тем имеется возможность заключения брака до достижения совершеннолетия, если для этого имеются уважительные причины, такие, как беременность невесты, рождение ребенка. В этом случае орган загса снижает брачный возраст несовершеннолетнему лицу, вступающему в брак, по его заявлению. При этом согласия родителей, попечителей несовершеннолетних на заключение брака не требуется.

    Также в целях защиты законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, законодательством предусмотрена возможность выдачи органами загса повторных свидетельств об их рождении не только родителям, но и опекунам, попечителям, руководителям детских интернатных учреждений, государственных специализированных учреждений, государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых дети находятся на воспитании.
    Юридическую  помощь  в  Республике  Беларусь оказывают адвокаты.

    Адвокаты дают консультации, разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки   по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют  защиту по уголовным делам;  осуществляют  представительство по гражданским и  административным  делам, а  также  оказывают иную  юридическую помощь.

    Адвокаты вправе представлять  и  защищать права и интересы физических и юридических лиц в любом суде, государственном органе, другой организации и в отношениях с гражданами и должностными лицами.

    Каждый гражданин, нуждающийся в юридической помощи, вправе обратиться в юридическую консультацию независимо от места ее нахождения.
        
    В целях  обеспечения доступности  юридической  помощи для  всех граждан республики, в   том числе  и  жителей  сельской местности,   в областных, Минской  городской  коллегиях  адвокатов  образована  и  действует  161 юридическая  консультация.

    Отдельным категориям лиц, в   том  числе  и  несовершеннолетним  гражданам, юридическая помощь оказывается бесплатно  (истцам в  судах  первой  инстанции  при  ведении  дел, связанных  с  трудовыми  правоотношениями,  о  взыскании  алиментов; инвалидам 1-й и 2-й групп при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий).

    Адвокаты оказывают бесплатную  юридическую помощь  несовершеннолетним  за  счет средств  коллегии  адвокатов по  вопросам, не  связанным с  предпринимательской  деятельностью, а  также  не  требующим  ознакомления  с  делом.

    В  предусмотренных  законодательством  случаях юридические консультации оказывают   бесплатную  юридическую  помощь  в составлении искового заявления о лишении родителей родительских прав лицам, уполномоченным законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

    Участие защитника по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, достиг ли обвиняемый совершеннолетия ко дню судебного разбирательства. Данное правило действует и тогда, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых было совершено в возрасте до восемнадцати лет, а другое преступление совершено после достижения им совершеннолетия.

    В случае признания несовершеннолетнего  виновным с него взыскиваются расходы по оплате труда адвоката,  за исключением сумм, выплаченных адвокату, если несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый был освобожден от оплаты за услуги адвоката. В последнем  случае расходы по оплате  труда адвоката принимаются на счет государства.

    Если  несовершеннолетний  не  имеет  имущества  и  самостоятельного  заработка,  расходы  по  оплате  труда  адвоката  возлагаются на  родителей  несовершеннолетнего или  лиц,  их  заменяющих.

    Что касается обеспечения выделения несовершеннолетним гражданам, не имеющим возможности оплатить юридическую помощь, представителя – адвоката, то в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством, законодательством об адвокатуре орган, ведущий уголовный процесс, заведующий юридической консультацией, или президиум областной, Минской городской коллегий адвокатов вправе освободить несовершеннолетнего полностью или частично от оплаты юридической помощи.

    Адвокат, осуществляющий защиту несовершеннолетнего на предварительном  следствии  и  в суде, обязан:
  • использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих несовершеннолетнего, смягчающих его ответственность, и оказывать ему необходимую юридическую помощь;
  • разъяснять  несовершеннолетнему все его процессуальные права;
  • принимать   все  возможные  меры к соблюдению особенностей   производства по  делам  о преступлениях несовершеннолетних;
  • выполнять  иные  обязанности,  предусмотренные   уголовно-процессуальным  законодательством.

  • Таким  образом, действующим  законодательством  об  адвокатуре  достаточно  полно  регламентированы вопросы  предоставления  бесплатной  юридической  помощи несовершеннолетним и  другим  категориям  граждан,  нуждающимся в защите  прав.