Что нужно знать о государственной системе правовой информации

Право – неотъемлемая часть нашей жизни. Почти все регулируется с помощью правовых норм. Их понимание помогает нам в повседневных и важных делах, потому что мы вступаем в различные правоотношения, даже в самых незначительных на первый взгляд моментах. Такие знания особенно нужны несовершеннолетним, поскольку из-за правовой безграмотности они становятся жертвами правонарушений, а бывает, что сами нарушают закон.

Имея необходимые юридические знания (например, о правах и обязанностях), понимая их смысл и назначение в обществе, человек становится способным отстаивать свои права и законные интересы, соблюдает общепринятые в обществе нормы, становится неравнодушным к проявлению беззакония. Такого человека можно назвать юридически грамотным.

Все законы знать невозможно. А вот ориентироваться в источниках правовой информации, понимать, где ее найти и как ею пользоваться – НУЖНО. А это значит, нужно знать о государственной системе правовой информации (ГСПИ).

Инфографику о ГСПИ смотрите здесь.

Экскурс в историю

Знаете ли вы, что люди задолго до изобретения бумаги, создавали законы, которые потом распространяли и применяли на практике. Формы их распространения были разными. В древности законы высекали на камнях. Например, в старовавилонский период существовал свод законов Хаммурапи в виде черного базальтового столба. Их писали также от руки на пергаменте (свитки законов), затем стали печатать на бумаге.

А что сегодня?

Сейчас законы доступны каждому в электронном виде. В нашей стране за год принимается более 10 тысяч правовых актов. Они включаются в поисковые системы, в которых собрано все законодательство Республики Беларусь. Такие системы, кстати, есть во многих странах мира.

законы хамурапи

Как принимаются правовые акты в нашей стране и где мы их можем почитать?

Законодательство Республики Беларусь состоит из следующих нормативных правовых актов:

  • Конституция Республики Беларусь. Это Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В соответствии с Конституцией в нашей стране установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства;
  • решения, принятые республиканским референдумом;
  • законы Республики Беларусь;
  • указы Президента Республики Беларусь;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  • постановления Палаты представителей Национального собрания Республик
  • постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;
  • решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
  • нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц);
  • технические нормативные правовые акты.

Из них необходимо выделить законодательные правовые акты (Конституция Республики Беларусь, законы, и указы Президента Республики Беларусь), которые имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам.

Согласно статье 36 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» существует несколько стадий принятия законов в нашей стране:

  • планирование подготовки законопроекта – предварительного текста закона;
  • подготовка законопроекта, включающая проведение его согласования и экспертиз, при необходимости обсуждение на Правовом форуме Беларуси;
  • законодательная инициатива – внесение законопроекта в Парламент;
  • рассмотрение законопроекта палатами Национального собрания Республики Беларусь;
  • подписание Президентом Республики Беларусь;
  • включение закона в Национальный реестр правовых актов;
  • официальное опубликование закона на Национальном правовом Интернет-портале.

При этом правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:

  • Президент;
  • Всебелорусское народное собрание;
  • депутаты Палаты представителей;
  • Совет Республики;
  • Правительство;
  • граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Подробнее читайте здесь.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики (большинством голосов от полного состава каждой палаты), представляется в десятидневный срок на подпись Президенту Республики Беларусь.

Закон, кстати, может приниматься в виде кодекса. Вот, например, Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сейчас мы с вами проследим, какие стадии принятия он прошел:

  • 2 декабря 2010 года – принят Палатой представителей;
  • 22 декабря 2010 года – одобрен Советом Республики;
  • 13 января 2011 года – подписан Президентом;
  • 17 января 2011 года – включен в Национальный реестр правовых актов;
  • 1 февраля 2011 года – опубликован на Национальном правовом Интернет-портале;
  • 1 сентября 2011 года – вступили в силу основные положения Кодекса;
  • 2022 год – изложен в новой редакции;
  • в настоящее время – можно почитать в актуальном состоянии (с изменениями и дополнениями) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».

эталон

Другой пример – постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года», у которого немного другие стадии:

  • 19 июня 2021 г. – принято Правительством;
  • 21 июня 2021 г. – зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов;
  • 23 июня 2021 г. – опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале;
  • 24 июня 2021 г. – после официального опубликования вступило в силу;
  • в настоящее время – можно почитать в актуальном состоянии (с изменениями и дополнениями) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».

эталон2

Но независимо от того, будь это закон, Указ Президента, постановление Совета Министров или решение районного исполнительного комитета, правовой акт первоначально разрабатывается, при необходимости проходит публичное обсуждение на Правовом форуме Беларусь и обязательную юридическую экспертизу, принимается нормотворческим органом (должностным лицом) и становится частью законодательства после его поступления в Национальный центр правовой информации (НЦПИ), регистрации в Национальном реестре правовых актов, официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале и включения в эталонный банк данных правовой информации, входящий в информационно-поисковую систему «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE». Именно в ГСПИ все правовые акты приобретают эти характеристики.

На картинке ниже видно, какой путь проходит правовой акт от его принятия до доведения до пользователей – нас с вами.

ГСПИ_слайд

Государственная система правовой информации – для чего нужна?

Конституцией закреплено права граждан нашей страны, одно из них право на получение полной, достоверной и своевременной информации (статья 34) о работе государственных органов, политической, экономической, культурной и международной жизни нашей страны. Таким образом государство помогает нам получить правовую информацию и обеспечивает все условия для реализации указанного права. Именно для этой цели создана ГСПИ в соответствии с решением Главы государства на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу.

ГСПИ_слайд 2

Как работает эта система?

Основной функцией ГСПИ является централизованный сбор, учет, систематизация, опубликование и распространение всех принимаемых в стране нормативных правовых актов. Кроме того, обеспечение участия общественности в подготовке проектов правовых актов и проведение мероприятий по правовому воспитанию и формированию правовой культуры граждан.

Посмотрите на картинку, на ней изображены ресурсы, которые обеспечивают продуктивную работу ГСПИ.

ГСПИ_слайд3

А если подробнее, то…

Все акты, составляющие законодательство Республики Беларусь, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов. Каждому виду правовых актов соответствует свой раздел Реестра. Например, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь включаются в раздел 1, а решения местных органов власти – в раздел 9.

Автоматизированная информационная система (АИС) предназначена для обеспечения электронного информационного взаимодействия государственных органов и организаций между собой. Например, при ее помощи правовые акты проходит стадии нормотворческого процесса (разработка, юридическая экспертиза, публичное обсуждение, согласование) и поступают в НЦПИ.

Процесс информационного наполнения эталонного банка данных правовой информации строится на ежедневной обработке и включении в него правовых актов, включенных в течение дня в НРПА. Все документы поддерживаются в контрольном (актуальном) состоянии. В них внесены все изменения и дополнения.

Система законодательства Республики Беларусь при этом выстраивается в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь. Этот Классификатор предназначен для упорядочения принимаемых в стране актов, их отнесения к определенным отраслям и сферам правового регулирования.

ГСПИ также состоит из источников правовой информации – государственных информационно-правовых ресурсов или ГИПР:

  • Национальный правовой Интернет-портал;
  • Детский правовой сайт;
  • Правовой форум Беларуси;
  • информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».

О них читайте здесь

Для того, чтобы правовая информация была еще более доступной, в состав ГСПИ входят пункты свободного доступа к правовой информации.

ГСПИ_слайд4

В стране и за рубежом созданы специальные центры правовой информации на базе библиотек, юридических консультаций или учреждений образования – 750. Любой гражданин в таком центре может ознакомиться с текстами правовых актов правовых системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE». Можно получить помощь в поиске нужной информации, по работе с базами и банками данных правовой информации, интернет-ресурсами НЦПИ.

Ведение всех этих ресурсов осуществляет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

В ГСПИ объединены все госорганы и организации, которые вместе с НЦПИ формируют единое информационно-правовое пространство страны. Все граждане без исключения пользуются правовой информацией. Развивать такое пространство – наша общая задача.

Знание государственной системы правовой информации, понимание и следование правовым нормам выступают залогом формирования высокой правовой культуры человека и является фундаментом правового государства.

Информационные материалы для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» на тему «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (об обеспечении реализации прав граждан и юридических лиц на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации)» смотрите здесь.


Опасности интернета