Право – неотъемлемая часть нашей жизни. Почти все регулируется с помощью правовых норм. Их понимание помогает нам в повседневных и важных делах, потому что мы вступаем в различные правоотношения, даже в самых незначительных на первый взгляд моментах. Такие знания особенно нужны несовершеннолетним, поскольку из-за правовой безграмотности они становятся жертвами правонарушений, а бывает, что сами нарушают закон.
Имея необходимые юридические знания (например, о правах и обязанностях), понимая их смысл и назначение в обществе, человек становится способным отстаивать свои права и законные интересы, соблюдает общепринятые в обществе нормы, становится неравнодушным к проявлению беззакония. Такого человека можно назвать юридически грамотным.
Все законы знать невозможно. А вот ориентироваться в источниках правовой информации, понимать, где ее найти и как ею пользоваться – НУЖНО. А это значит, нужно знать о государственной системе правовой информации (ГСПИ).
Инфографику о ГСПИ смотрите здесь.
Экскурс в историю
Знаете ли вы, что люди задолго до изобретения бумаги, создавали законы, которые потом распространяли и применяли на практике. Формы их распространения были разными. В древности законы высекали на камнях. Например, в старовавилонский период существовал свод законов Хаммурапи в виде черного базальтового столба. Их писали также от руки на пергаменте (свитки законов), затем стали печатать на бумаге.
А что сегодня?
Сейчас законы доступны каждому в электронном виде. В нашей стране за год принимается более 10 тысяч правовых актов. Они включаются в поисковые системы, в которых собрано все законодательство Республики Беларусь. Такие системы, кстати, есть во многих странах мира.
Как принимаются правовые акты в нашей стране и где мы их можем почитать?
Законодательство Республики Беларусь состоит из следующих нормативных правовых актов:
- Конституция Республики Беларусь. Это Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В соответствии с Конституцией в нашей стране установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства;
- решения, принятые республиканским референдумом;
- законы Республики Беларусь;
- указы Президента Республики Беларусь;
- постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- постановления Палаты представителей Национального собрания Республик
- постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;
- решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
- нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц);
- технические нормативные правовые акты.
Из них необходимо выделить законодательные правовые акты (Конституция Республики Беларусь, законы, и указы Президента Республики Беларусь), которые имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам.
Согласно статье 36 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» существует несколько стадий принятия законов в нашей стране:
- планирование подготовки законопроекта – предварительного текста закона;
- подготовка законопроекта, включающая проведение его согласования и экспертиз, при необходимости обсуждение на Правовом форуме Беларуси;
- законодательная инициатива – внесение законопроекта в Парламент;
- рассмотрение законопроекта палатами Национального собрания Республики Беларусь;
- подписание Президентом Республики Беларусь;
- включение закона в Национальный реестр правовых актов;
- официальное опубликование закона на Национальном правовом Интернет-портале.
При этом правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:
- Президент;
- Всебелорусское народное собрание;
- депутаты Палаты представителей;
- Совет Республики;
- Правительство;
- граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.
Подробнее читайте здесь.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики (большинством голосов от полного состава каждой палаты), представляется в десятидневный срок на подпись Президенту Республики Беларусь.
Закон, кстати, может приниматься в виде кодекса. Вот, например, Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сейчас мы с вами проследим, какие стадии принятия он прошел:
- 2 декабря 2010 года – принят Палатой представителей;
- 22 декабря 2010 года – одобрен Советом Республики;
- 13 января 2011 года – подписан Президентом;
- 17 января 2011 года – включен в Национальный реестр правовых актов;
- 1 февраля 2011 года – опубликован на Национальном правовом Интернет-портале;
- 1 сентября 2011 года – вступили в силу основные положения Кодекса;
- 2022 год – изложен в новой редакции;
- в настоящее время – можно почитать в актуальном состоянии (с изменениями и дополнениями) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».
Другой пример – постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года», у которого немного другие стадии:
- 19 июня 2021 г. – принято Правительством;
- 21 июня 2021 г. – зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов;
- 23 июня 2021 г. – опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале;
- 24 июня 2021 г. – после официального опубликования вступило в силу;
- в настоящее время – можно почитать в актуальном состоянии (с изменениями и дополнениями) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».
Но независимо от того, будь это закон, Указ Президента, постановление Совета Министров или решение районного исполнительного комитета, правовой акт первоначально разрабатывается, при необходимости проходит публичное обсуждение на Правовом форуме Беларусь и обязательную юридическую экспертизу, принимается нормотворческим органом (должностным лицом) и становится частью законодательства после его поступления в Национальный центр правовой информации (НЦПИ), регистрации в Национальном реестре правовых актов, официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале и включения в эталонный банк данных правовой информации, входящий в информационно-поисковую систему «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE». Именно в ГСПИ все правовые акты приобретают эти характеристики.
На картинке ниже видно, какой путь проходит правовой акт от его принятия до доведения до пользователей – нас с вами.
Государственная система правовой информации – для чего нужна?
Конституцией закреплено права граждан нашей страны, одно из них право на получение полной, достоверной и своевременной информации (статья 34) о работе государственных органов, политической, экономической, культурной и международной жизни нашей страны. Таким образом государство помогает нам получить правовую информацию и обеспечивает все условия для реализации указанного права. Именно для этой цели создана ГСПИ в соответствии с решением Главы государства на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу.
Как работает эта система?
Основной функцией ГСПИ является централизованный сбор, учет, систематизация, опубликование и распространение всех принимаемых в стране нормативных правовых актов. Кроме того, обеспечение участия общественности в подготовке проектов правовых актов и проведение мероприятий по правовому воспитанию и формированию правовой культуры граждан.
Посмотрите на картинку, на ней изображены ресурсы, которые обеспечивают продуктивную работу ГСПИ.
А если подробнее, то…
Все акты, составляющие законодательство Республики Беларусь, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов. Каждому виду правовых актов соответствует свой раздел Реестра. Например, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь включаются в раздел 1, а решения местных органов власти – в раздел 9.
Автоматизированная информационная система (АИС) предназначена для обеспечения электронного информационного взаимодействия государственных органов и организаций между собой. Например, при ее помощи правовые акты проходит стадии нормотворческого процесса (разработка, юридическая экспертиза, публичное обсуждение, согласование) и поступают в НЦПИ.
Процесс информационного наполнения эталонного банка данных правовой информации строится на ежедневной обработке и включении в него правовых актов, включенных в течение дня в НРПА. Все документы поддерживаются в контрольном (актуальном) состоянии. В них внесены все изменения и дополнения.
Система законодательства Республики Беларусь при этом выстраивается в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь. Этот Классификатор предназначен для упорядочения принимаемых в стране актов, их отнесения к определенным отраслям и сферам правового регулирования.
ГСПИ также состоит из источников правовой информации – государственных информационно-правовых ресурсов или ГИПР:
- Национальный правовой Интернет-портал;
- Детский правовой сайт;
- Правовой форум Беларуси;
- информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».
О них читайте здесь.
Для того, чтобы правовая информация была еще более доступной, в состав ГСПИ входят пункты свободного доступа к правовой информации.
В стране и за рубежом созданы специальные центры правовой информации на базе библиотек, юридических консультаций или учреждений образования – 750. Любой гражданин в таком центре может ознакомиться с текстами правовых актов правовых системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE». Можно получить помощь в поиске нужной информации, по работе с базами и банками данных правовой информации, интернет-ресурсами НЦПИ.
Ведение всех этих ресурсов осуществляет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
В ГСПИ объединены все госорганы и организации, которые вместе с НЦПИ формируют единое информационно-правовое пространство страны. Все граждане без исключения пользуются правовой информацией. Развивать такое пространство – наша общая задача.
Знание государственной системы правовой информации, понимание и следование правовым нормам выступают залогом формирования высокой правовой культуры человека и является фундаментом правового государства.
Информационные материалы для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» на тему «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (об обеспечении реализации прав граждан и юридических лиц на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации)» смотрите здесь.
Видеоролики о государственной системе правовой информации смотрите в TikTok Детского правового сайта:
- «Что вы знаете о государственной системе правовой информации?»;
- «Государственная система правовой информации Республики Беларусь».