Государственная власть

На этой странице вы побываете на виртуальной экскурсии, ближе познакомитесь с устройством нашего государства, посетите органы законотворчества и контроля за исполнением законов. Также узнаете о трех ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной, о том, как работают органы местного управления и самоуправления, государственного контроля и надзора.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Президент Республики Беларусь

Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина (статья 79 Конституции). В Конституции также говорится о том, кто может стать Президентом, как и на какой срок он избирается. Например, в статье 81 написано, что Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. В настоящее время Президентом Республики Беларусь является Александр Григорьевич Лукашенко.

Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть как через представительные и иные государственные органы, так и непосредственно в формах и пределах, определенных Конституцией страны. Высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие является Всебелорусское народное собрание.

Парламент

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления.

Правительство

Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.

К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.

Фемида

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также судами общей юрисдикции. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону.

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для всех является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности.

Ветви власти

Глава государства — Президент Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщность выборов Президента Республики Беларусь — один из важнейших принципов избирательной системы: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, которые достигли 18 лет. Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в выборах.

В Конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность (инаугурация — от лат. inaugurare — посвящать). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги следующего содержания:

Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов, посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Парламентом Республики Беларусь является Национальное собрание — представительный и законодательный орган (статья 90 Конституции). Национальное собрание имеет две палаты — Палату представителей и Совет Республики.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.

Срок полномочий белорусского Парламента — 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Количественный состав Парламента Республики Беларусь — 174 депутата.

Основная функция любого Парламента — законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной).

Принятие законов — дело обеих палат, однако согласно белорусскому законодательству любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем — в Совете Республики. Каждая из палат имеет и многие другие полномочия, которые являются, как правило, исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

Правительство Республики Беларусь — коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти, является основным институтом управления государственными делами.

В Республике Беларусь Правительство имеет название — Совет Министров. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

В экономической сфере Правительство обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации и др.

В области бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в установленном порядке правительственные гарантии, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов и др.

Правительство призвано осуществлять широкий спектр мероприятий в социально-культурной сфере. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей и др.

Правительство определяет государственную политику в области охраны и улучшения окружающей среды, в области гидрометеорологической деятельности, осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и др.

В области обеспечения законности и правопорядка Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

В области обеспечения национальной безопасности и обороны Правительство принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

Правительство осуществляет ряд других полномочий, в частности, в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активно взаимодействует по ряду вопросов прежде всего в законодательной сфере, в исполнении законов, с Национальным собранием, а также местными Советами депутатов.

Конституционный Суд по предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Совета Министров, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения о соответствии Конституции всех актов текущего законодательства.

Конституционный Суд дает заключения о конституционности не только актов высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление организуется в границах административно-территориальных единиц. Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Они призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Местные Советы депутатов являются представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном местного самоуправления. Конституцией установлена исключительная компетенция местных Советов депутатов по следующим вопросам: утверждения программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установления в соответствии с законом местных налогов и сборов; определения в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначения местных референдумов. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.

В соответствии с Основным Законом руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. Конституция Республики Беларусь устанавливает обязательную силу на соответствующей территории решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах своей компетенции, что является одной из гарантий их эффективной деятельности.
 

Право — это искусство добра и справедливости.
Античный афоризм

Судебная власть — разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, которые определены в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд).

Судоустройство определяется законодательством.

В Республике Беларусь основными в сфере осуществления контрольной и надзорной функций являются система органов Комитета государственного контроля и система органов прокуратуры.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Таким образом, контроль со стороны Комитета государственного контроля сводится к отношениям в области экономики.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.


Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Компетенция, порядок формирования и деятельность Всебелорусского народного собрания определяется главой 31 Конституции и законом «О Всебелорусском народном собрании», Избирательным кодексом.

Для любознательных

Всебелорусское народное собрание проводится в Беларуси с 1996 года. На сегодняшний день прошло 6 Всебелорусских народных собраний. Последнее Всебелорусское народное собрание состоялось в 2021 году. 

Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет 5 лет.

Делегатами Всебелорусского народного собрания являются:

  • Президент Республики Беларусь;
  • Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;
  • представители законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • представители местных Советов депутатов (350 человек);
  • представители гражданского общества (400 человек).

Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.

Делегат Всебелорусского народного собрания принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.

Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Всебелорусского народного собрания, является Президиум.

Всебелорусское народное собрание осуществляет свою деятельность в форме:

  • заседаний ВНС;
  • заседаний Президиума ВНС;
  • иных органов ВНС;
  • в других формах.

Всебелорусское народное собрание созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней после выборов депутатов.

Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже 1 раза в год.

Всебелорусское народное собрание может быть созвано на внеочередное заседание по инициативе: 

  • Президента, 
  • Президиума Всебелорусского народного собрания, 
  • обеих палат Национального собрания (совместным решением), 
  • не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Всебелорусское народное собрание:

1) утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности;

2) утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

3) заслушивает Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

4) предлагает изменения и дополнения в Конституцию;

5) предлагает проведение республиканских референдумов;

6) вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;

7) принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;

8) вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Совета Республики;

9) по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания:

  • избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
  • избирает Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
  • избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

10) по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

11) устанавливает государственные праздники и праздничные дни;

12) награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;

13) дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

Всебелорусское народное собрание для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения.

Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Решения Всебелорусского народного собрания принимаются открытым или тайным голосованием. 

Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители и иные члены Президиума избираются Всебелорусским народным собранием тайным голосованием.

Видеоролики о Всебелорусском народном собрании смотрите в ТikТок и Instagram Детского правового сайта.
Личная безопасность