«100 идей для Беларуси». Как наука и инновации помогают учащимся колледжей задавать технические тренды

Креативная молодежь в нашей стране всегда была настоящим двигателем прогресса. Интерес к новым изобретениям и разработкам ребятам прививают в учреждениях образования. Яркий пример такой успешной работы – Могилевский электротехнический колледж, где уже завершает свое обучение 18-летний Никита Калистратов. Несмотря на еще совсем юный возраст, молодой человек достиг высоких результатов в техническом творчестве. На его счету уже запатентованный очиститель для воздуха, а в ближайшее время появится еще один патент – он в этом году разработал и представил самозаряжающийся электромобиль. С этой разработкой Никита прошел все этапы конкурса «100 идей для Беларуси» и стал победителем в финале в своей номинации. О том, почему молодежная наука – это круто и какую роль в становлении юных изобретателей играют преподаватели, – в репортаже корреспондентов БЕЛТА.

Фото инноваций

(Фото – БЕЛТА)

Никита Калистратов родом из Белыничей. К выбору колледжа и будущей профессии молодой человек подошел очень ответственно. «У меня есть старший брат, он тоже учился здесь. Он рассказывал о том, как тут учиться, что есть интересного. Я частенько приезжал в электротехнический колледж сам, – рассказывает молодой человек. – Когда пришло время мне выбирать свой профессиональный путь, я, наверное, побывал во всех колледжах Могилева, но все равно решил идти по стопам брата».

Никита обучается специальности «электромонтер по ремонту электрооборудования, водитель и электромонтажник». Молодой человек признается, что первый месяц обучения был непростым, но потом он влился в учебный процесс, открыл для себя и техническое творчество на базе колледжа. Заинтересовали его в этом преподаватель специальных дисциплин Валерий Бегунов и методист колледжа Мария Кавцевич. «Нашим первым проектом стала установка по очистке и обеззараживанию воздуха. Это было в позапрошлом году. Тогда я участвовал с этим проектом в областном этапе «100 идей для Беларуси», даже вышел в финал, но призового места не получил. Тогда с этой установкой я занял первое место на республиканском конкурсе «Энергомарафон». Молодой изобретатель всегда старается быть на волне трендов, которые диктует жизнь и технический прогресс. Создание установки для очистки воздуха было связано с пандемией коронавируса. Это был период, когда всем хотелось быть более защищенными в местах массового скопления людей. Никита делится, что одной идеи для успешного проекта мало. «Нужно не только придумать что–то новое и полезное, но еще и собрать опытный образец, который будет не просто муляжом, а действующим прототипом, – говорит он. – Нашу установку мы уже запатентовали. И есть те, кто заинтересовались реализацией этой инновационной идеи».

Первое участие в конкурсе «100 идей для Беларуси» не принесло молодому изобретателю заветного победного места в финале. Однако, говорит Никита, он получил хороший опыт и его желание продолжать свои разработки только усилилось.

«Мне всегда хочется, чтобы наши разработки были не только инновационными, но и полезными для общества. Поэтому я всегда пристально слежу за техническими трендами, – признается молодой человек. – Сейчас в нашей стране все большую популярность приобретает электротранспорт. Как–то я увидел в новостях, что Президент посещал «Белджи» и там сказал, что к 2025 году и нашей стране нужно выйти на серийное производство электрокаров. Тема мне показалась интересной, я стал ее более детально изучать», – поделился молодой человек. Так появилась мысль увеличить количество километров, которые может проехать электромобиль на одной зарядке. «Вместе с преподавателями стали изучать вопрос. И как–то пришла мысль, что можно создать самозаряжающийся электромобиль. Если говорить просто, нужно было сделать так, чтобы колеса во время движения вырабатывали электроэнергию и подзаряжали батарею», – рассказывает победитель «100 идей для Беларуси».

Сложные технические моменты третьекурсник объясняет доступно и просто. Как говорится, разберется даже неопытный пользователь. Магниты, катушка индуктивности, смена магнитных полей, выпрямитель–стабилизатор – на деле все не так–то, оказывается, просто. Но Никита в этой теме чувствует себя как рыба в воде. Разработка молодого человека способна увеличить на 400–500 км путь движения электрокара без дополнительной подзарядки. Расстояние значительное.

«Мне всегда хочется, чтобы наши разработки были интересны не только как опытные образцы, мне хочется, чтобы они приносили пользу людям и нашей стране», – поделился Никита.

В доказательство слов молодого человека его преподаватель Валерий Бегунов рассказал, что они вместе с Никитой написали письмо в «Белджи», где рассказали про свою разработку. На заводе идею оценили и назвали перспективной. Не исключено, что в будущем изобретение одаренного парня из Могилева будет встречаться на белорусских дорогах. «Мы же видим, как во всем мире растет востребованность в таком транспорте. Да даже в Могилеве это можно заметить – все больше появляется электробусов, легковых машин с зелеными номерами», – резюмирует уже почти выпускник колледжа.

Сейчас Никита Калистратов готовит необходимые документы, чтобы получить патент и на эту разработку.

В будущем, делится молодой человек, он не исключает возможности связать свою жизнь с наукой. Однако сначала, говорит он, нужно «поработать руками», продолжить обучение. Ведь практическое применение своих знаний, глубокое изучение профессии на деле может дать куда больше интересных идей для новых разработок.

Успехи учащихся Могилевского электротехнического колледжа – это умение преподавателей рассмотреть таланты и помочь им реализовать свои идеи. Ведь первые шаги в мире инноваций и разработок еще вчерашние школьники делают именно с ними.

Вместе с Никитой Калистратовым над проектами, иногда и в ущерб личному времени и выходным, работали преподаватель специальных дисциплин Валерий Бегунов и методист колледжа Мария Кавцевич. Вместе они прошли немалый путь, говорят, даже расставаться будет грустно.

«К нам приходят разные дети, каждый со своим характером, интересами. И важно рассмотреть каждого, направить его стремление и желание в нужное русло, – рассуждает Валерий Бегунов. – Я сам выпускник этого колледжа, 20 лет проработал на предприятии, а потом вернулся преподавать. И моя задача включать ребят в будущую профессию больше практикой, чем теорией. И в техническом творчестве тоже так. Конечно, здорово придумать что–то новое, но нужно, чтобы это новое еще и на пользу работало».

По словам Валерия Бегунова, индивидуальный подход к учащимся, практический подход к преподаванию, позволяет находить и раскрывать таланты. «Мотивированных детей в группе всегда можно рассмотреть, было бы желание у преподавателя. Наш колледж каждому дает возможность применять свои таланты на практике. Техническое творчество – это не для каждого, – сказал он. – Если у ученика есть тяга к твоему предмету, а ты отвернешься от него, он погаснет. А если ты дашь ему базу, возможность что–то пробовать и делать – эффект будет однозначно. А победы на конкурсах только больше мотивируют идти в науку». Мария Кавцевич поделилась положительными примерами в работе с талантливыми детьми. «С 2018 года мы принимаем участие в республиканском конкурсе «Энергомарафон». И все участники от нашего колледжа с того времени ни разу не оставались без призовых мест, – рассказала она. – Свою работу с заинтересованными ребятами мы с Валерием Бегуновым строим поступательно, вместе с учащимися проходя каждый этап. Мы вместе работаем над проектами, вместе радуемся победам, вместе получаем новый опыт, а такая совместная работа очень объединяет».

Задача преподавателя – не только заинтересовать наукой или техническим творчеством, но и вместе с детьми делать первые шаги в тех направлениях, которые они для себя выбрали. «Первостепенная задача нашего колледжа – создать здесь такую гибкую систему образования для каждого ребенка, чтобы он нашел себя в любом из направлений: художественная самодеятельность, спорт, техническое творчество, инновационные разработки или предметные олимпиады. Важно не загонять всех в одни рамки, а всесторонне развивать каждого из них», – подытожила Мария Кавцевич.

Популярность колледжа растет среди абитуриентов. По словам методиста, проходной балл по отдельным специальностям в прошлом году остановился на отметке 7,2. По итогам прошлогоднего набора большая часть поступивших – из Могилева. «Мы прикладываем все усилия, чтобы повысить престиж рабочих профессий. У нас 100% трудоустройство после окончания обучения. И ребята, приходя к нам, понимают, что, прикладывая усилия во время учебы, после они точно не останутся невостребованными», – рассказала она. Высокопрофессиональные преподаватели, сильная материально–техническая база, четко выстроенная работа с заказчиками кадров, умение и желание постоянно развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом – администрация Могилевского электротехнического колледжа постоянно совершенствует свои подходы и всегда готова поддержать даже самые смелые идеи.

«Мы готовим наших учащихся не только к тому, чтобы быть профессиональными электромонтерами и электромонтажниками. Сейчас у нас проходят обучение почти 600 человек. Основные направления подготовки – это электромонтажники, электромонтеры, водители категории С. Девушки учатся на операторов почтовой связи, продавцов. Мы уделяем большое внимание их развитию в целом. Это касается творческих и технических способностей. И у нас для этого есть вся необходимая база, способствующая этому процессу. Есть прекрасная спортивная база и тир, чтобы ребята помимо учебы могли тренироваться и достигать высоких результатов в спорте. У нас есть своя вокальная студия и хор на 80 человек, который уже выступал на ведущих площадках страны. Хотя, кажется, зачем электрикам хор? – улыбается директор колледжа Виктор Буряко. – Дети приходят разные, но таланты и склонности есть у каждого. Наша задача – найти эти таланты и помочь им развиться, научить детей не только профессиональным навыкам, но еще умению думать, анализировать и рассуждать». Без преподавателей и мастеров, говорит директор, ничего не получилось бы. Именно они задают тон и зажигают сердца детей.

«Дать выпускнику специальность и все необходимые знания – задача любого преподавательского коллектива любого учреждения образования. Своей работой мы стараемся воспитывать здесь настоящих патриотов своей страны. И не важно, какое направление в профессиональной деятельности выберет ребенок, главное, что он будет на своем рабочем месте выкладываться по полной, понимая, что он делает. Чтобы со временем все, что он сделает, приносило пользу нашей стране и ее жителям», – подытожил Виктор Буряко.

Опубликовано:
2 апреля 2024
Просмотров:
115
Фото:
Олег Хойницкий
Категория:
Поделиться в соцсетях: