А ваш ребенок знает, кем хочет стать? Волонтерский проект помогает подросткам определиться с профессией

Об актуальной проблеме профориентации и помощи в самоопределении подростков корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала профориентолог, создатель социального волонтерского проекта TeenJobs Валерия Омелюсик.

Студенты

Проблема профориентации подростков существует относительно недавно

В контексте истории проблема самоопределения подростков и выбора профессии появилась сравнительно недавно – где-то с середины ХХ века. До этого, в основном все занимались тем же, что и их родители. Потом различные сферы экономики начали стремительно развиваться, возникать новые, соответственно, специальностей стало больше.

– Появилась потребность в тщательном отборе наилучших кадров, подходящих под конкретную деятельность у работодателей. А со временем и соискателям выбирать стало сложнее. Эта проблема актуальна не только для нас, она затрагивает все страны. Просто каждая старается решить ее разными способами. Например, насколько мне известно, в школах Швеции отдельно от психолога работает консультант по карьере, который общается с каждым учащимся. И все ребята в 9-м классе ходят на стажировки в разные компании, выбранные ими самостоятельно. Но белорусы, видимо, пока не нашли подходящий вариант, чтобы помочь школьникам легко определяться с профессией, – пояснила В. Омелюсик.

В школьной программе мало времени отводится на профориентацию подростков

Обычно в школе работает один психолог, а где-то и вовсе специалиста нет. И зачастую в рабочем плане мало времени отведено на профориентацию школьников. Такие занятия редки и кратковременны и слабо помогают подросткам.

– Даже если с ребятами будет работать энтузиаст, который проведет что-то действительно полезное и интересное, все равно этого будет недостаточно. У психолога есть еще море проблем и вопросов, которые надо решить. И часто он работает с неблагополучными детьми, а не проводит профилактику и развитие потенциала всех подростков, – подчеркнула специалист.

Проблема профориентации заключена еще и в том, что подростки не умеют делать выбор. Им сложно определиться со сферой, они не уверены, что им нравится. Как подчеркнула специалист, сложнее всего это дается именно отличникам, которые одинаково хорошо успевают по всем дисциплинам.

– Они действительно стараются по всем предметам – от физики до физкультуры, но в то же время просто подстраиваются под систему оценивания. Такие ученики – хорошие исполнители, они делают все на высшем уровне, но не понимают, кем хотят быть и что им больше всего нравится, – отметила В. Омелюсик.

Было бы хорошо, если бы оценки не влияли на поступление в другое учебное заведение, чтобы по ним сразу было видно, какие предметы ученику даются лучше, а не стояли в журнале натянутые учителем красивые цифры по предмету, который не нравится или с трудом дается, лишь для высокого среднего балла. Или можно оценивать каждого ученика не по общим меркам, а по индивидуальному результату, который будет известен и понятен только ему и учителю.

– Было бы неплохо в принципе научить ребят делать выбор. Например, можно давать им с 5-го класса выбирать школьные предметы. Вначале они будут это делать наобум, не зная, что им интересно. Им может не понравиться, тогда в следующий раз они серьезно задумаются и выберут что-то более подходящее. Соответственно, выпускникам будет легче определиться со специальностью, исходя из того, к чему у них есть интерес. Волонтерство и профессиональные стажировки – это тоже хорошие варианты, чтобы понять, насколько тебе близка деятельность. Ведь сложно сделать выбор без практического опыта, – пояснила собеседница.

Проект TeenJobs помогает определиться со сферой деятельности и выбрать профессию

– Родители в принципе должны обращать внимание на сильные и слабые стороны своего ребенка: что у него получается лучше всего и от чего у него горят глаза. И с точки зрения своего опыта, жизненного пути подумать, где это можно применить, чтобы было интересно самому ребенку. Можно, конечно же, что-то посоветовать, но все равно принять решение должен сам ребенок, потому что именно он будет учиться и работать по этой специальности. Важно, чтобы он сделал осознанный выбор и взял на себя ответственность за него, – рассказала В. Омелюсик.

По словам специалиста, определяться с профессией надо с 15 лет. Именно в этом возрасте у человека появляется способность к рефлексии, то есть способность оценивать, делать какие-то выводы о себе, выделять слабые и сильные стороны. Онлайн-тесты, которые можно найти в интернете, могут лишь подтвердить гипотезы профориентолога или самого подростка, но это лишь небольшая часть профориентации.

– Если учащийся уже в 11-м классе, но до сих пор не может самостоятельно определиться с профессией, тогда лучше обратиться к профориентологу. Он знает, каким образом направить ребенка к осознанному выбору специальности, – подчеркнула специалист, которая специально в помощь белорусским детям создала TeenJobs – портал и Telegram-канал с актуальной информацией о стажировках, конференциях и волонтерских программах, и Profguide – онлайн-курс для профориентации подростков, где нужно ответить на вопросы и самостоятельно проанализировать полученные результаты.

– Этот проект для помощи подросткам в поиске различных возможностей и видов деятельности. Создали мы его для того, чтобы ребята могли определиться со своими интересами и более осознанно выбирали профессию, специальность и учебное заведение, – пояснила собеседница.

Актуальные анонсы о конференциях, стажировках и других мероприятиях либо ищут участники волонтерского проекта TeenJob, либо присылают сами организации, которые знают о существовании этого портала. В интернете есть все, но школьники нередко даже представить не могут существование некоторых возможностей, чтобы их найти. Поэтому проект помогает ребятам получить самые свежие анонсы и попробовать свои силы в различных сферах деятельности.

– Мы будем только рады, если больше организаций смогут размещать на teenjob.by свои вакансии, стажировки, мероприятия, волонтерские программы, в которых могут поучаствовать подростки. Это будет классный вклад в развитие молодых людей, которые этими возможностями обязательно воспользуются, – подытожила В. Омелюсик.


Опубликовано:
11 февраля 2022
Просмотров:
5987
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: