Ароматерапия – на переменке, экстремальный спорт – на физкультуре. О том, почему важно чаще выходить за пределы своего класса

Школа – это не только здание с классами, гардеробом и «ковром» директора. Сегодня ее границы надо воспринимать шире и по-философски глубже. Выйдя за пределы сдержанных кабинетов и очутившись на улице, ты все еще остаешься учеником – значит, продолжаешь учиться. Рассказ о пришкольных территориях – довольно благодатная тема. В ней нет строгих рамок образовательного процесса: условно говоря, не нужно отсчитывать фиксированное количество шагов для посадки кустика или цветочка. Поэтому то, что видят дети вокруг родного учреждения, творчество чистой воды. Их и педагогов. Иногда еще и профессиональных дизайнеров.

Школьный двор

Век учись

– У нас по закону не разрешено выбирать для интерьера школы яркие краски, – серьезно заявляет ученик СШ № 1 Минска Никита Мамонтов. – Дизайн классных кабинетов не должен выходить за определенные рамки.

Сомневаемся. Поэтому парень нам цитирует важный образовательный документ – постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 206, где прописаны санитарные нормы и правила для школ. А там так: классная доска должна быть коричневой, зеленой или синей, мебель – светлых тонов, стены – бледно-желтые, бледно-голубые, бледно-зеленые… Ну, понимаете, все бледное. И от этого иногда грустно.

– Наверное, считается, что яркие краски отвлекают детей от учебы. Хотя мы изучали опыт других стран, например США, это абсолютно не мешает постигать новые знания, – рассуждает Никита.

В прошлом году он в тандеме с одноклассницей Елизаветой Рыгаль написал научно-исследовательскую работу по теме школьного ландшафта.

– Большинство окон наших учебных кабинетов выходят во внутренний дворик. Хотелось бы видеть за стеклом яркие краски, – говорит Никита.

Поэтому вместе с Лизой принялись изучать почву на участке и разрабатывать схему озеленения. В ней непременно должны быть цветы. Самые разные, пестрые, благоухающие.

– В зарубежных странах пришкольные участки доверяют профессиональным садовникам. Скажем, на американских распространена топиарная стрижка. Там много кустов и деревьев причудливой формы, в виде разных фигурок, – замечает Никита.

– Идеальный вариант территории учебного заведения – в присутствии нескольких компонентов. Во-первых, спортивной зоны. Это у нас есть. Во-вторых, уголка для детей. Он должен содержать яркие цветы и различные растения. Малыши будут наблюдать за природой, ухаживать за клумбами. Почему бы первокласснику не постричь кустик? Интересно и полезно. Такую рекреацию мы запланировали. В-третьих, желательно наличие фотозоны. Да такой, чтобы никто не догадался, что снимки в цветах сделаны возле родной школы, – улыбается Лиза.

Кстати, важный нюанс. СШ № 1 самая старая в Минске. Ей уже более 120 лет. Перезагрузка прилегающего ландшафта пойдет только на пользу опытному учреждению.

– Мы взяли пять проб почвы, везде она оказалась нейтральной по кислотности. Подобрали соответствующие растения. В онлайн-конструкторе садового участка составили схему посадки. Там фигурируют анютины глазки, самшит, мальва, гладиолусы, ирис и даже незабудки, – говорит Лиза.  Розы, например, нам не очень подходят. Они все-таки предпочитают слабокислые почвы.

Проект показали директору школы. Он его одобрил. Ребята надеются, что к реализации можно будет приступить в ближайшее время.

Спортивный интерес

Но школьная территория может быть красна не только цветами. Есть и другой подход. Мы побывали в школе в Новой Боровой. Она интересна своим проектом. Он нетиповой. Говорят, разрабатывали его архитекторы Беларуси, России и Европы. Есть и огромный двор. Да, здесь меньше уделили внимания озеленению, зато заполнили пространство причудливыми площадками. Настоящий мальчишеский рай! Тарзанки, столбы для лазания, горы ярко-желтого песка, трубы, по которым можно стучать и барабанить без конца… Для девчонок прекрасно подойдет зона с подвесными креслами. В них можно устроиться поудобнее и читать романтические рассказы, то и дело отрывая взгляд на неспешно плывущие в небе облака.

Кстати, сам застройщик называл это учреждение школой будущего. А дети рассказали, что на крыше есть открытая зона отдыха. Мы пристально вглядывались, но ничего похожего не заметили.

Пока обходили здание, мимо нас то и дело проносились юные роллеры и скейтбордисты. Двигалась детвора в одном направлении – на спортивную площадку. А ребят там море. Вокруг сосновый лес. Ощущение – будто в санатории. Самое большое удивление вызвал парк экстремальных видов спорта на территории школы.

– Он четвертый по счету в Минске, – уточняет Влад, который переехал в Новую Боровую чуть больше года назад. Перешел в эту школу и очень доволен.

– Меня поразило то, что есть бассейн и этот скейтпарк, – говорит Влад.

Он держит доску под мышкой, так и норовит побыстрее скатиться с пары-тройки горок. Но мы задаем еще вопрос.

– Атмосфера здесь хорошая, ребята друг друга знают, – спешно бросает парень и отправляется покорять экстремальные вершины.

А мы любуемся высокопрофессиональным стадионом с мягчайшим искусственным газоном, по которому хочется ходить босиком. Вокруг него беговая дорожка нетривиального желтого цвета. Позади нас бетонная стена для граффити. Не школа, а сказка.

Урок в саду

– Академик Лихачев говорил, что сад – это книга, которую можно читать. Мы предлагаем школьникам такую возможность, – говорит педагог дополнительного образования и искусствовед в области садово-паркового искусства Ирина Надольская.

Ирина ведет кружки в СШ № 11, там же у нее возникла идея преобразить школьный дворик. Он сам по себе небольшой, камерный. По периметру – розарий.

Искусствовед считает, что территория учреждения образования должна быть многофункциональной. Речь не только о спортивном ядре, но и о возможности сенсорного контакта с природой. Ландшафт следует воспринимать как безбарьерную среду. Хорошо, когда он «читается» незрячими или людьми с ограниченными возможностями.

Например, следует подбирать растения с разной фактурой. Их можно трогать.

– Скажем, у нас есть интересное растение – чистец шерстистый. Похож на овечье ухо, мягкое, ворсистое, – показывает необычную цветочную композицию И. Надольская.

Также педагог использовала в зеленом оформлении много ароматных растений. Выходишь во дворик – и тебя окутывают запахи чабреца, тимьяна, душевника. Будто в горах – дышишь полной грудью.

– В ландшафте также должна присутствовать некая интеллектуальная идея, – продолжает мастер.  Важно задействовать как можно больше областей знаний.

Из отходов – старых стиральных машин – сделали металлический каркас. Замаскировали его растениями и золотистой краской. Объект выполняет роль солнечных часов. Рядом разместили фигурку журавля, которая ночью испускает свет. Работает металлическая птичка на солнечной батарее. Здесь действительно можно проводить уроки по биологии, астрономии или физике!

Опубликовано:
14 сентября 2020
Просмотров:
19040
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: