В Белорусском государственном университете будут готовить специалистов по биоинформатике

На факультете радиофизики и компьютерных технологий БГУ в рамках специальности «Прикладная информатика» открыта специализация «Биоинформатика». Набор на нее будет осуществляться из числа студентов-третьекурсников, обучающихся в настоящее время по специальности «Прикладная информатика».

В Беларуси подготовка специалистов в области биоинформационных технологий до сих пор не ведется ни в одном из вузов. Необходимость открытия данной специализации обусловлена развитием научных исследований в нашей стране в области расшифровки (секвенирования) ДНК для диагностики и лечения различных заболеваний. Появилась потребность в квалифицированных специалистах-исследователях, владеющих компьютерными технологиями, методами биоинформатики и интеллектуального анализа генетических данных, а также умеющих разрабатывать и внедрять новые биоинформационные технологии для современной биомедицинской техники. К слову, в Беларуси уже приобретено дорогостоящее оборудование (в частности геномные секвенаторы и сканеры микрочипов ДНК) и используются новые методики секвенирования генома. Национальной медицинской отрасли необходимы сотрудники, способные обеспечить автоматизированную передачу, хранение и обработку больших объемов биомедицинской информации, обладающие знаниями как информационных технологий, так и методов интеллектуального анализа данных и биоинформатики. Сегодня эти работы могут выполнять только специалисты, получившие образование в вузах России или зарубежом.

Биоинформатика, как новое научное направление, носит междисциплинарный характер. Это определяет ее связь с системной биологией, информатикой, системным анализом, компьютерным моделированием, технологиями телекоммуникационных систем. В соответствии с этим разработана и учебная программа, включающая обучение студентов БГУ интеллектуальному анализу данных, биоинформатике, анализу биомедицинских изображений, программированию баз данных и встроенных систем обработки информации, моделированию биофизических систем и др.

Предполагается, что будущие специалисты по биоинформатике будут востребованы в институтах НАН Беларуси (Институт генетики и цитологии, Институт леса, Объединенный институт проблем информатики); Институте прикладных физических проблем им. А.Н. Севченко БГУ; республиканских научно-практических центрах взрослой и детской онкологии, гематологии и иммунологии. Потенциальными потребителями специалистов по заявляемой специализации являются также научно-исследовательские и медицинские учреждения, где осуществляется персональная генетическая расшифровка для пациентов. Наблюдается устойчивая тенденция к расширению рынка труда для специалистов по биоинформатике, генным базам данных, биомедицинским информационным системам и технологиям.

Перечень возможных занимаемых должностей специалистами по биоинформатике также весьма широк: стажер младшего научного сотрудника, научный сотрудник, программист, инженер-программист, специалист по сопровождению программного обеспечения; специалист по тестированию программного обеспечения.

Отметим также, что открытие новой специализации «Биоинформатика» на ФРКТ БГУ осуществляется в соответствии с утвержденными главой государства приоритетными направлениями научно-технической деятельности и в нашей стране на 2016–2020 годы.

По материалам сайта Белорусского государственного университета