Каковы последствия буллинга для жертвы и самого буллера (булли), почему дети не обращаются за помощью к родителям, рассказала психолог Инесса Чепелева.
– Что такое буллинг и как его отличить от конфликтной ситуации?
– С английского языка «буллинг» переводится как «травля», то есть намеренное и постоянное агрессивное преследование одного человека другим или группой людей. Однако не всегда просто отличить травлю от конфликтной ситуации. Для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость и неравность психологических или физических сил обидчика и жертвы. Травля может быть как явной, так и скрытой. Распознавая травлю, очень важно называть честно и открыто то, что прикалывание, подшучивание тоже являются травлей, если оскорбляют и унижают человека раз за разом.
Часто говорят, что буллинг может быть как психологическим, так и физическим. Однако я считаю, что намеренное, а тем более повторяемое физическое воздействие – это уже не конфликт, а серьезное уголовное преступление. И обходиться с ним нужно соответственно, как с любым уголовным преступлением, связанным с телесными повреждениями.
В последнее десятилетие с усиленным распространением соцсетей все больше проявляется кибербуллинг (травля в Сети). Неосторожное высказывание, фото или видео – и на человека обрушиваются оскорбительные, уничижительные комментарии и посты, а установить авторство хейтеров невозможно. С другой стороны, агрессоры, иногда неопознанные, из близкого круга жертвы могут «слить» персональную информацию или интимные фото. Все это негативно влияет на неустойчивую психику подростка.
– Может ли ребенок сам спровоцировать буллинг в свой адрес в коллективе?
– Психологи утверждают: от травли не застрахован любой человек! Ведь агрессора может раздражать любой, кто не похож на него самого. Однако чаще всего буллингу подвержены чувствительные, застенчивые дети, которые легко выходят из равновесия, на насмешки реагируют слезами или открытым негодованием. Кроме того, жертвой может стать любой странный, непонятный ребенок. Дети, а подростки особенно, довольно жестоки и любые отклонения от условной норм, которая задана в том или ином коллективе, готовы жестко и агрессивно высмеивать, подавлять, троллить, например, замкнутого или заискивающего ребенка или того, который жадничает, демонстрирует собственное превосходство интеллектуальное, физическое, материальное.
Конечно, спокойное, уверенное, решительное поведение ребенка, его понимание и принятие собственных способностей и уникальности, открытость, готовность заводить друзей, чувство юмора, необидчивость помогут избежать травли или легче ее преодолеть.
– А какие психологические проблемы испытывают другие участники и свидетели буллинга?
– Травматические последствия травли настигают и самого буллера. Он лишает себя возможности установить доверительные отношения со сверстниками, которые на самом деле боятся, стараются избегать, а часто ненавидят агрессора. Эти последствия настигают также свидетелей, молчаливых и активных, так называемой свиты основного зачинщика, ради внимания и одобрения которых агрессор и устраивает повторяющееся унижение. Свидетели подвергаются постоянному страху оказаться на месте жертвы и стыдятся своего опыта выученной беспомощности и бессилия предотвратить страдание.
– Могут ли родители по поведению ребенка заметить, что тот столкнулся с травлей?
– Если у подростка раз за разом возникают трудности в общении и стычки в школе, он приходит домой в подавленном, тревожном состоянии, отказывается говорить об одноклассниках, избегает тем о занятиях на переменах и общении с друзьями, под различными предлогами отказывается идти в школу, жалуется на болевые ощущения (например, болит живот или голова), все это должно насторожить. Частыми признаками повторяющегося унижения могут быть потеря аппетита и нарушение сна, беспричинные слезы, эмоциональные всплески, необоснованная агрессия, направленная на домашних. В более серьезных случаях – физического преследования – могут пропадать вещи и деньги (ребенок говорит, что теряет). Серьезным сигналом становятся бесконечные синяки, царапины, порезы, вывихи. Скорее всего, конфликт очень запущен и родителям нужно срочно действовать, чтобы спасти своего ребенка от серьезных последствий – депрессии и суицида.
К сожалению, больше 70 % опрошенных подростков, переживших травлю, подтвердили, что так и не смогли обратиться к родителям из-за стыда, недоверия или страха быть непонятыми и даже наказанными («сам виноват»). А больше половины даже спустя несколько лет испытывают неприятные последствия, связанные с недоверием к своим способностям заводить новые знакомства, депрессивным настроением и суицидальными мыслями.
– Что делать родителям, чтобы снизить вероятность буллинга?
– Помогайте ребенку укреплять имеющиеся связи с его товарищами и заводить новых друзей: приглашайте знакомых и одноклассников на дни рождения и вечеринки, придумывайте конкурсы и соревнования, совместные мероприятия и командные игры. Поддерживайте ребенка в поиске общих с друзьями полезных интересов, кружков, спортивных секций. Научите подростка правилам уверенного поведения и эффективной коммуникации. Что касается Интернета, важно научить ребенка не передавать никому своих персональных данных и не делиться с незнакомцами личной информацией, не выставлять напоказ свои видео и фотографии, которые предназначены для личного просмотра. Создавайте атмосферу доверия, поддержки и открытости в семье. Это, безусловно, поможет ребенку свободнее социализироваться и адаптироваться в обществе. И будьте внимательны к своему сыну или дочери.
– Посоветуйте родителям, что делать, если ребенок все же стал жертвой буллинга.
– Прежде всего, когда вы поняли ситуацию по косвенным признакам, задайте подростку прямой вопрос. Даже если ваш ребенок не идет на контакт, отмалчивается или придумывает нелепые объяснения, вам важно поговорить с ним о происходящем. Скорее всего, он молчит, так как боится прослыть предателем или ему стыдно, что он слабый или глупый и не может разобраться с обидчиком. Кроме того, возможно, он опасается, что не найдет у родителей нужной поддержки или они сделают все еще хуже. Поэтому с самого начала разговора важно дать ребенку понять словами и поведением, что вы всегда на его стороне и без его ведома делать ничего не станете. Конечно, если у вас в семье прочные доверительные отношения, ребенок скорее поделится с вами подробностями конфликта. Объясните, что вы, как родитель, как сильный взрослый, берете часть ответственности за решение этой ситуации на себя. Для того чтобы ослабить его стрессовое тревожное состояние, продемонстрируйте ребенку спокойствие и уверенность.
Разработайте и обсудите ваш план действий. А для этого заручитесь поддержкой классного руководителя и педагогов, которые, безусловно, знают о конфликте гораздо больше и выступят посредниками и союзниками в обсуждении проблемы с родителями агрессора – буллера. По моим наблюдениям, возможность серьезной травли в школе зависит от внимательности к поведению детей и включенности в работу с воспитанниками классного руководителя и директора учебного заведения.
Конечно, иногда педагоги не хотят слушать неприятную правду о школе и своих просчетах или родители обидчика не готовы поверить, что их ребенок – буллер и тролль. Тогда важно привлечь других взрослых и детей, которые были свидетелями повторяющихся конфликтов. Сначала с глазу на глаз обсудить с ними, что они видели, слышали.
Если это кибертравля, то собрать документальные доказательства: сделать скриншоты комментариев, постов, SMS, распечатки звонков и т. д. Если это касается физического буллинга, то есть телесных повреждений, необходимо обратиться в органы уголовного преследования, написать заявление, получить постановление о назначении экспертизы и с документом, удостоверяющим личность, направиться к судебно-медицинскому эксперту.
В целом, любая травля трактуется в законодательстве как реальная угроза жизни, здоровью и благополучию граждан, а значит, со всеми собранными доказательствами вы можете обратиться в правоохранительные органы.
В случае невозможности быстро решить конфликт, если ситуация зашла слишком далеко, не бойтесь перевести ребенка в другую школу. Это может пугать его, но в любом случае гораздо здоровее, чем ежедневные угрозы и унижения.
Психологическая травля, то есть повторяющиеся ситуации унижения и оскорбления, наименее заметна посторонним, но усиливается максималистским восприятием подростка до огромных и непоправимых размеров. А значит, для ребенка это связано с большим стыдом, поэтому он не идет на контакт, не готов рассказывать и отвечать на вопросы, все больше замыкается, демонстрирует депрессивное поведение. В этих случаях важно обратиться за помощью к психологу, чтобы он мог консультировать вас и вашего ребенка о путях выхода из проблемной ситуации и восстановления психологического равновесия.