Чем примечателен столичный вклад в образование юных белорусов?

Минск один из самых быстрорастущих городов Беларуси, и вместе с новыми районами жилой застройки здесь ускоренными темпами возводятся новые дошкольные и школьные учреждения. Именно столица чаще всего задает тон в развитии и внедрении разного рода ноу-хау в образовательный процесс. В начале нового учебного года в комитете по образованию Мингорисполкома пояснили, как столице удается справляться со своими задачами в этой сфере и подавать пример, формируя престиж профессии учителя.

«Берегите детей»

Миллионы на новые школы и сады

В 2019 году по инвестиционной программе Минска на проектирование, строительство и реконструкцию объектов образования направлено Br89,7 млн. В январе было введено в эксплуатацию дошкольное учреждение на 230 мест в Московском районе по ул. Я.Чечота, 34. С 1 сентября сеть учреждений общего среднего образования столицы приросла на две школы-новостройки: во Фрунзенском районе открылась средняя школа № 2 на 1020 мест по ул. Семеняко, 38, в Первомайском – средняя школа № 93 на 792 места по ул. Героев 120-й дивизии, 27а.

В сентябре также запланировано открытие детского сада на 230 мест в Октябрьском районе по ул.Аэродромной, 32а – в многофункциональном комплексе «Минск-Мир». С заделом на будущее ведутся работы по возведению зданий пяти учреждений дошкольного образования (по одному в Московском, Фрунзенском и Центральном районах, двух – в Первомайском районе) и одной средней школы на 1020 мест во Фрунзенском районе столицы (микрорайон Каменная Горка – 3). Все эти объекты планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году.

Всего же по поручению Главы государства в столице в течение пяти лет планируется построить 7 школ и 20 детских садов. Первые рассчитаны в общей сложности на 7361 ребенка, вторые смогут посещать 4410 малышей.

Как отмечают специалисты, мест в учреждениях дошкольного образования достаточно для всех нуждающихся (а в этом году в столичные садики пришли более 102 тыс. воспитанников), вот только не всегда детсад находится в шаговой доступности от дома. Поэтому родители отказываются от предложенного места, но в базе данных остаются. Дополнительную напряженность создают жители Минского района, многие из которых тоже стремятся отдать своих малышей в столичные дошкольные учреждения. Строительство новых детских садов призвано решить эти проблемы.

Больше белорусского языка

В последнее время в столице растет интерес к образованию на белорусском языке, хотя преподавание «на мове» все еще в большей степени распространено в регионах, сельской местности.

В нынешнем учебном году в 15 учреждениях Минска есть классы с белорусским языком обучения. Как уточнили в комитете, в гимназиях № 4, 9, 14, 23 и 28 образовательный процесс полностью ведется на белорусском, в средних школах № 60, 72, 190, 56, 96, 128, 151, 199, 35, начальной школе № 112 – в отдельных классах.

Набирают популярность и «беларускамоўныя» группы в детских садах. Если в 2017/2018 учебном году их насчитывалось 141, то в 2018/2019-м было уже 144, а в нынешнем учреждения дошкольного образования запланировали открытие 148 групп. Такой рост связан с запросом родителей. Напомним, что с прошлого года управлениям образования рекомендовано при постановке на учет детей, которых родители планируют отдать в детские сады, отмечать, на каком языке они хотели бы образование для своего ребенка.

Для занятий с дошколятами разработана необходимая документация (учебные планы, методики, программы) на белорусском языке, хрестоматия для малышей пересмотрена с упором на белорусских авторов.

Престиж профессии

С 2000 года в столице проводится ежегодный конкурс «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы» на присуждение премий и грантов Мингорисполкома (всего присуждаются 50 персональных премий в размере 50 базовых величин каждая и 50 грантов по 40 базовых величин). И каждый раз педработники находят, чем удивить жюри и коллег, делясь своими инновационными образовательными проектами. Самые эффективные технологии постепенно внедряются в практику других учреждений столицы.

«Молодых педагогов, чтобы они развивались и не теряли интерес к профессии, привлекают к мероприятиям ежегодного Минского молодежного фестиваля педагогических идей и решений. Его участниками были педагоги из учреждений образования всех районов столицы, Витебской, Гомельской, Гродненской, Брестской, Могилевской, Минской областей, а также Москвы и Московской области, Кронштадта, Санкт-Петербурга, Тамбова, Вологды, Смоленска и Киева. На фестивале проводятся научно-практические конференции, круглые столы, дискуссии, тренинги, мастер-классы и уроки для взрослых, которые знакомят молодежь с инновационным опытом работы участников конкурса «Учитель года Республики Беларусь», клуба учителей города Минска «Большая перемена», педагогов-новаторов из Беларуси и России. В городе работают и школы молодых педагогов, проводятся заседания студии профессионального совершенствования молодых педагогов «РОСТ» и т.д.», – отметили в комитете по образованию.

На самореализацию педагогов, поддержку их профессиональных инициатив нацелены и городские конкурсы профмастерства «Столичный учитель – столичному образованию», «Лучшее учреждение образования», «Панорама инновационной образовательной практики «Академия урока». При этом все чаще упор делается на публичном представлении опыта работы. Например, в этом году на 28 авторских уроках участников конкурса «Панорама инновационной образовательной практики «Академия урока» присутствовали свыше 2 тыс. педработников столицы.

Пиар для лицеев и колледжей

Особо важна роль мероприятий по популяризации профессионально-технического образования. Во время Дней открытых дверей в лицеях и колледжах в первом полугодии посетители участвовали в мастер-классах и квестах, оценивали творения учащихся швей, парикмахеров, знакомились с материально-технической базой учреждений, мастерами производственного обучения и преподавателями.

На базе Минского госпрофлицея № 7 строительства, например, прошла профориентационная суббота, во время которой посетителям предлагали пройти квест «Выбери профессию», побывать на обзорной экскурсии в ресурсном центре и сварочной мастерской, поучаствовать в мастер-классах в отделочной, столярной, сантехнической и каменной мастерских лицея и многое другое. В Минском государственном ПТК монтажных и подъемно-транспортных работ вовсе создана интерактивная профориентационная площадка «Академия «МастерОК» на базе отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников. В «Академии» проводятся различные практико-ориентированные мероприятия с условиями для погружения в профессию и овладения профессиональными навыками в соответствии с возрастом (возрастные категории 6–10 лет, 11–12 лет и 13–15 лет). Кстати, за это время более 800 школьников Минска уже поучаствовали в мероприятиях интерактивной площадки.

И, конечно, способствует повышению имиджа профессионально-технического образования участие Беларуси в международном движении WorldSkills.

Ценность труда педагога

Всего в системе образования города занято почти 50 тыс. работников, из них педагогических – около 31,2 тыс. человек.

Финансовое стимулирование учительского труда (присуждение премий и грантов) – это большое подспорье в повышении престижа профессии. В целом же условия оплаты труда этой категории работников бюджетной сферы регламентируются законодательством. «Размер ставки заработной платы дифференцируется в зависимости от уровня образования, стажа работы по специальности (в отрасли), наличия квалификационной категории и педагогической нагрузки. В Минске выплачивается фиксированная ежемесячная доплата к ставкам зарплаты в размерах до Br52», – пояснили в комитете по образованию. Куда большее влияние на размер учительского дохода оказывают дополнительные выплаты. По Декрету № 29 бюджетом предусмотрен фонд заработной платы на повышение тарифных ставок работникам учреждений образования в размере до 30 %.

По данным статистики, среднемесячная зарплата в образовании за июль по городу составила Br814,2, учителей – Br1003,9, педагогических работников – Br947.

Председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак на традиционной августовской конференции педагогических работников отметил, что руководство города будет поддерживать учителей, предусматривая на эти цели финансовые средства в столичном бюджете. Главное, чтобы эта помощь давала свои положительные результаты.

Екатерина Князева, БЕЛТА

Опубликовано:
6 сентября 2019
Просмотров:
761
Категория:
Поделиться в соцсетях: