Что такое эмоциональный интеллект и зачем развивать его у ребенка?

После трагедии в Столбцах, когда школьник набросился на учителя и одноклассников, чиновники, психологи и педагоги стали твердить о том, что подобных ситуаций можно избежать, заранее разглядев тревожные признаки в поведении подростка. Эта печальная история всколыхнула всю страну и заставила посмотреть на наших детей под другим углом. Специалисты заговорили об эмоциональном интеллекте.

Капризные дети

Буквально на днях в столичном детском саду – начальной школе № 31 среди маленьких учеников прошло необычное состязание. Ничего общего с олимпиадой или интеллектуальным турниром. Вместо чисел, формул, правил были даны 8 базовых эмоций человека – от радости и интереса до печали, отвращения и удивления. Ими дети должны были виртуозно оперировать. Они узнавали эмоцию, спрятанную в музыке, угадывали ее по мимике товарища, учителя. В общем, кривлялись и гримасничали себе на пользу. Это пример того, как с самого раннего возраста учатся приручать дракона в себе – собственные чувства. А их, как оказалось, мы заимствовали у рептилий более 50 млн лет назад. И это наше животное наследие надо уметь контролировать.

У ребенка, схватившего нож, проявились чувства, которые он, возможно, подавлял долгое время, не мог об этом кому-то рассказать. В итоге произошло эмоциональное затопление – состояние аффекта, в котором человек не может здраво мыслить. В этот момент животная природа берет верх. А та часть мозга (неокортекс), присущая человеку и позволяющая думать, рассуждать, не работает, объясняет психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта Галина Станилевич. – Сегодня происходит множество ситуаций, в которых люди плохо справляются со своими эмоциями. Например, часто встречается депрессия, когда трудно взять под контроль печаль. Следует не подавлять ее, а разобраться, о чем она сигнализирует. Таким людям нужно помогать. В отношении детей это могут делать педагоги. Но поскольку они сами очень сильно подвержены эмоциональному выгоранию, то не всегда сумеют разглядеть, что рядом ребенку очень плохо.

Психолог рассказывает еще один интересный случай. Света была отличницей и активисткой, у нее все получалось, она везде успевала. Ее одноклассница Катя ревниво поглядывала в сторону Светланы: не могла пережить, что кто-то лучше ее самой. Вот и травила свою положительную сверстницу, делала ей пакости. Это пример буллинга в классе.

У Светы при всем ее интеллектуальном превосходстве совершенно не развит эмоциональный интеллект: не умеет считывать чувства ближнего. Кате тоже есть чему учиться – разряжать свои эмоции.

– Человек, на которого наезжают, часто бывает неправ: в его поведении есть что-то провокационное, что задевает других. Иногда такой жертве достаточно четко и внятно провести свою границу, иногда – отделиться от травли равнодушием. Ребенок не способен это сделать, если эмоциональный интеллект у него не развит. Его будут дразнить – он будет плакать, обижаться, – поясняет Г. Станилевич.

Что нужно делать родителям, чтобы развить у ребенка эмоциональный интеллект?

Самое простое – разговаривать с сыном или дочерью, озвучивая вслух те эмоции, которые чадо испытывает, помогать ребенку их проговорить. Читать и обсуждать глубокие художественные тексты. Ну кто не плакал над судьбой несчастной собачки Муму? Еще один прекрасный пример – «Каштанка». И не надо думать, что такие тексты травмируют нежную психику ребенка. Они воспитывают, заставляя переживать гамму чувств. Чадо будет понимать, насколько больно может быть ближнему.

Рекомендуют психологи использовать и специальную литературу, например дневники эмоций, рабочие тетрадки с заданиями на понимание чувственного мира внутри себя. Их сегодня достаточно в продаже.

Юлия Бурдо, агентство «Минск-Новости»

Опубликовано:
29 апреля 2019
Просмотров:
738
Категория:
Поделиться в соцсетях: