Дистанционка, инклюзия, военно-патриотическое воспитание: как изменится Кодекс об образовании

Работа над совершенствованием системы образования – постоянный процесс. Как должны выстраиваться отношения «ученик – учитель – родители»? Почему важно усиливать присутствие педагога в интернет-пространстве? Что позволит точнее оценивать знания абитуриентов? Об этом и не только в преддверии Республиканского педсовета мы поговорили с заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Лилией Кирьяк.

Лилия Кирьяк

Определить приоритеты

 – Ковидный год показал, что процесс образования требует использования не только традиционных методов обучения. Идет усовершенствование законодательства. Каких изменений ждать?

– Безусловно, основой образовательной сферы остаются национальные традиции, такие базовые ценности, как социальная справедливость, равный доступ к получению качественного образования, целевое обучение, возможность для каждого гражданина строить свою профессиональную карьеру и получать гарантии трудоустройства. Ключевой фигурой по-прежнему выступает учитель. И огромный профессиональный опыт, накопленный целыми поколениями педагогов-мастеров, сегодня остается основой нашей национальной системы. Именно учителю принадлежит главная роль в обучении и воспитании, поддержке и сопровождении каждого ученика и выстраивании доверительных отношений с семьей. Одна из норм проекта обновленного кодекса, которая вызвала бурные обсуждения, как раз регулирует эти отношения и устанавливает право законных представителей несовершеннолетних на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом учреждением образования, но, что важно, с участием органов самоуправления, в которые включены представители родительской общественности. Таким образом, мы доработали данную норму, чтобы у родителей не возникало сомнений в реализации их прав.

Редакция значимого документа занимает почти 500 страниц. Чтобы рассказать обо всех изменениях и дополнениях, не хватит газетной полосы. Акцентирую внимание на некоторых моментах. Говоря об инклюзии, мы имеем в виду не только обучение детей с особенностями психофизического развития. Инклюзия в образовании предоставляет равные права и возможности всем обучающимся независимо от их физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей: это одаренные ребята, с ограниченными возможностями, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т.д. Что касается перехода на всеобщее среднее образование, то фактически мы уже к этому подошли. У нас практически все ребята, которые окончили только девять классов, продолжают обучение в школе либо в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. В новой редакции кодекса вводится понятие «дистанционная форма получения образования». Школа старается быстро реагировать на вызовы времени и отвечать запросам современного общества.

Сейчас законопроект рассматривается ко второму чтению в Палате представителей. Многие нововведения и изменения будут представлены на предстоящем Республиканском педсовете с участием Главы государства.

– Еще одна проблема, которую необходимо решать на государственном уровне, – это повышение престижа учительской профессии.

– К сожалению, учителя многое отвлекает от его первостепенной обязанности. Министерство уже немало сделало, чтобы убрать эту ненужную рутину, которая занимает достаточно времени, однако этот вопрос актуален на местах. Руководство отделов и управлений образования вместе с депутатами всех уровней встречается с педагогами и руководителями учреждений образования для обсуждения вопроса, как переформатировать работу педагога, чтобы она была эффективной и у учителя было время на самообразование, творчество, разработку и внедрение авторских методик, проектов. Еще очень важно продолжить, а где-то и возродить традиции наставничества, когда опытные педагоги-мастера берут так называемое шефство над молодыми, передавая им свой опыт.

– В новом учебном году в школы вернутся военруки. Что это даст подрастающему поколению?

– С 1 сентября в учреждениях образования вводится новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию. Такой шаг будет способствовать формированию у юношей и девушек качеств гражданина и патриота, осознанию чувства долга перед своей страной. Ведь любовь к родным местам, своей семье, истории, корням, желание жить в дружбе, мире и взаимопонимании – те ценности, которые составляют духовно-нравственный стержень. Запланированы занятия в рамках учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в 10–11-х классах один час в неделю, тематические конкурсы, учебно-полевые сборы и т.д. К подготовке школьников привлекут также кадровых военных. Ребятам предложат еще больше маршрутов по военно-историческим местам Беларуси.

Без двойной нагрузки

– Планируется корректировка школьных экзаменов и приведение их в соответствие с централизованным тестированием?

– Сейчас выпускникам приходится сдавать несколько испытаний: сначала за школьный курс, затем централизованное тестирование. Это двойная нагрузка и дополнительное психологическое напряжение. Предлагается введение национального экзамена, то есть совмещение выпускных испытаний и ЦТ по учебным предметам: «Математика», «Русский язык» или «Белорусский язык».

Также рассматривается введение внутреннего экзамена в вузах. В личной беседе преподаватель может оценить не только знания, но и мотивацию, личные качества ученика. Безусловно, у тестирования свои плюсы, но нередко такой подход лишает абитуриента возможности раскрытия логики своих мыслей, умения анализировать и делать выводы.

– В мае всех шокировала трагедия в Казани, унесшая жизни детей и учителей. Случаи нападения в школе были и у нас. Какие меры принимаются, чтобы предотвратить подобные трагедии?

– В школах и гимназиях установлены системы безопасности, так называемые тревожные кнопки для экстренного вызова милиции, турникеты, действует система видеонаблюдения, работает охрана, во многих учебных заведениях пропуск взрослых осуществляется только по удостоверениям.

С прошлого года в учреждениях образования разного типа – Сморгонского и Воложинского районов, Партизанского района столицы – реализуется экспериментальный проект по апробации модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи. Проект предусматривает систему психологической поддержки учеников, родителей и педагогов, а также быстрого реагирования в случаях кризисной ситуации. Главная задача – упредить проблему. Важный момент: педагог-психолог обслуживает несколько школ, становится независимым от руководства и предоставляет всю информацию о наболевших проблемах. Для подготовки специалистов на базе Республиканского центра психологической помощи уже организовано соответствующее обучение.

Психолого-педагогическая поддержка, придание семейному воспитанию целенаправленного, общественно значимого характера поможет сформировать у подрастающего поколения четкую нравственную систему координат. Особое внимание этому моменту будет уделять проект «Родительский университет».

В тему

Этот важный виртуальный мир

– Различные соцсети, популярные у подростков, перестанут быть неуправляемым явлением только в том случае, если учитель и прежде всего родители будут присутствовать в интернет-пространстве. К Telegram, Viber и другим платформам нужно относиться не как к альтернативе традиционной системы воспитания, а как к ее продолжению. Мы не можем запретить или ограничить присутствие наших детей и молодежи в интернете, но мы должны научить их критически оценивать различную информацию, научиться ее анализировать. Что касается деструктивного влияния отдельных ресурсов и чатов, то мы уже внесли изменения в законодательные нормы, запрещающие контент, который содержит пропаганду насилия, наркотиков, призывающий к суицидам, устанавливает ответственность за размещение такой информации, предусматривает блокировку таких интернет-ресурсов.

 

Опубликовано:
23 августа 2021
Просмотров:
11522
Категория:
Поделиться в соцсетях: