Должен ли школьный медработник находиться в учреждении образования постоянно?
– Фельдшер или медицинская сестра в детском учреждении присутствует ежедневно согласно графику, врач в основном во время проведения профилактических прививок, – рассказывает врач-педиатр, заведующий отделением по медицинскому обеспечению детей в организованных коллективах УЗ «37-я городская поликлиника г. Минска», главный внештатный специалист по медицинскому обеспечению детей в организованных коллективах комитета по здравоохранению Мингорисполкома Оксана Пецевич.
Медработник находится на рабочем месте в соответствии с графиком. Может отлучиться, чтобы получить вакцину, стерильные материалы или лекарственные препараты.
Фельдшеры в школе ведут амбулаторный прием детей, осматривают ребят на педикулез и заразные кожные заболевания, следят за санитарным состоянием учебных классов, спортивных залов. Медработник посещает и столовую, чтобы проследить за организацией питания. Его включают в состав бракеражной комиссии: фельдшер пробует блюда до того, как они попадут на стол к детям.
Раз в месяц работник поликлиники осуществляет медико-педагогический контроль уроков физкультуры: занятие должно быть построено правильно, чтобы не навредить здоровью ребенка.
В школе медсестра выступает и в роли учителя – читает лекции, проводит часы здоровья.
– Кроме того, она напоминает о том, что ученикам пора принести в школу справку о состоянии здоровья. Профилактический осмотр учащиеся проходят в месяц своего рождения, – подчеркивает Пецевич.
Сегодня первую группу здоровья имеют 14,8 % столичных школьников, вторую – 63,5 %, третью – 19,5 %, четвертую – 2,2. Чаще всего дети страдают заболеваниями органов дыхания. На 2-м месте – болезни глаз. Далее – травмы и отравления, заболевания костно-мышечной системы.
– У школьников ухудшаются зрение и осанка. Дети ведут малоподвижный образ жизни. Родители не контролируют, сколько те проводят времени за гаджетами, – сетует доктор. – В 2018 г. в учебных заведениях города стали активно проводить мероприятия по созданию здоровьесберегающего пространства для учеников. На уроках физкультуры уделяют внимание корригирующей гимнастике – комплексу упражнений, помогающих исправить нарушение осанки, искривление позвоночника. Учителя проводят динамические перемены, во время урока выполняют с ребятами зрительную гимнастику.
По мнению специалиста, наличие медицинского работника в школе позволяет держать на контроле ситуацию с заболеваемостью в детском коллективе, принимать упреждающие меры.
– Случается, ребенок приходит с жалобами на головную боль, а при осмотре выявляем вирусное заболевание. Об этом сообщаем в санитарно-эпидемиологическую службу города, ставим в известность родителей и направляем школьника к участковому врачу для назначения лечения. Остальных ребят также осматриваем, чтобы предотвратить распространение инфекции, – подытоживает О. Пецевич.
Сегодня уделяют большое внимание массовой иммунопрофилактике, благодаря чему удалось победить некоторые инфекционные заболевания.
Екатерина Каранкевич, агентство «Минск-Новости»