Эксперты – о семейных ценностях и новом школьном предмете

Уже в этом году некоторые старше­классники начали изучать новый курс «Основы семейной жизни». Какова цель этого проекта?

Семья

На этот воп­рос ответили эксперты во время «круглого стола». В их числе – декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров БГМУ, врач акушер-гинеколог кандидат медицинских наук Оксана Теслова, координатор центра дружественного отношения к подросткам «Доверие», психолог, валеолог Валентина Шукан, старший участковый инспектор ИДН Партизанского РУВД Минска капитан милиции Дмитрий Юсько и старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ имени М. Танка Елена Погодина.

Е. ПОГОДИНА: В этом году новый курс охватил более 40 школ по всей стране. Идея факультативного курса родилась в рамках республиканского социально-образовательного проекта «Здоровая семья – здоровая нация», который был реализован БГПУ совместно с Белорусским союзом женщин. Партнерами проекта выступили Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, Мининформ. Основные цели проекта – формирование в белорусском обществе ценности семьи, культуры семейных отношений, ответственности за рождение и воспитание здоровых детей.

А началось все с исследования отношения к семье и браку учащейся и студенческой молодежи, родителей и педагогов. Опрос показал, что около 80 процентов опрошенных старшеклассников и родителей считают необходимой подготовку к семейной жизни в школе. По мнению респондентов, в школе необходимо учить тому, как создать счастливую семью, построить гармоничные отношения в браке, воспитывать детей и многому другому.

Курс рассчитан на старшеклассников, так как в возрасте 15–17 лет идет формирование мировоззрения и ценностей, в том числе и семейных. В 9-м классе в рамках факультатива предусмотрена тема о сохранении репродуктивного здоровья. На занятиях рассматриваются такие вопросы, как особенности подросткового возраста, половое созревание юношей и девушек, культура интимно-личностных взаимоотношений полов. Педагоги рассказывают учащимся о последствиях раннего сексуального опыта, а также об ответственности молодых людей за свое сексуальное поведение.

Задача данного курса – предоставить подросткам полную информацию о том, что такое семья, какие функции она выполняет и как строить семейные отношения. Получив эти знания, подростки смогут осознанно вступать в брак и строить семейные отношения. Важно ознакомить ребят, которые не всегда воспитываются на положительном родительском опыте взаимоотношений, с другими вариантами построения семейных отношений. Последний раздел курса «Семья и дети» покажет подросткам, какое влияние родители оказывают на ребенка, роль отца и матери в воспитании детей. Надеемся, что по данной программе учится поколение, которое будет осознанно подходить к выбору партнера, созданию семьи и воспитанию собственных детей.

Стоит отметить, что с августа этого года педагоги, которые планируют вести факультатив «Основы семейной жизни», смогут пройти профильный курс в Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ имени М. Танка. А с сентября они уже смогут преподавать этот курс.

О. ТЕСЛОВА: Мое пожелание к преподавателям этого предмета, чтобы при подготовке к урокам они получали информацию от специалистов. Все-таки они правильнее и детальнее расскажут о вопросах сексуального и репродуктивного здоровья и помогут педагогам подготовиться к непростому разговору с подростками о «взрослой жизни». На протяжении последнего года мы проводили обучение педагогов школ и колледжей основам консультирования по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, где отдельной темой были представлены вопросы предупреждения нежелательной беременности.

В. ШУКАН: Еще в 2015 году мы разработали образовательный курс именно для родителей детей разных возрастов. Смысл проекта – научить родителей выстраивать гармоничные отношения с детьми, а также правильно с ними говорить о сексуальном и репродуктивном здоровье. В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что говорить с детьми на деликатные темы стоит начинать гораздо раньше. К 15-летнему возрасту у подростков уже складывается свое субъективное мнение о половой жизни и взаимоотношениях с партнером. К сожалению, информация до них доходит не всегда из авторитетных источников, тогда они заблуждаются и начинают верить в мифы.

Е. ПОГОДИНА: С осени этого года мы также планируем сделать акцент на работе с родителями. С этой целью разрабатывается программа родительских университетов педагогических знаний. Вспоминается случай консультации одной мамы, дочь которой училась в третьем классе. Женщина пошла в библиотеку взять книги о сексуальном воспитании детей, открыла детский абонемент – а там самые разные наименования книг об отношениях мужчин и женщин. Пришла домой, а дочка ей: «Мама, я уже все знаю». Это еще хорошо, когда дети берут информацию из книг в библиотеке, но таких – единицы.

Д. ЮСЬКО: Меня очень радует тот факт, что с этого года ребята стали изучать в школе «Основы семейной жизни». Очень важно, чтобы дети получали информацию от педагогов, а не из сомнительных сайтов в интернете. Вспоминаю банальную школьную тему про пестики и тычинки: да, было смешно, но полезная информация в памяти все-таки отложилась.

В свое время, когда я пришел молодым специалистом работать по преступлению, мне понадобился список класса. Смотрю – а там больше половины родителей подростков в разводе. Я воспитывался в полной семье, поэтому мне было трудно понять сложившуюся ситуацию. Все это к тому, что подобные новшества в учебной программе лишь помогут скрепить прилично пошатнувшийся на данный момент институт семьи.

Е. ПОГОДИНА: Соглашусь, проблема неблагополучия в родительских семьях, к сожалению, актуальна. В рамках проекта мы опрашивали школьников на тему, является ли семья их родителей примером для них. Лишь в 36 процентах случаев дети ответили, что семья у них дружная и сплоченная. Больше 53 процентов ребят сказали, что у родителей возникают ссоры и конфликты, но также место остается и для привязанности и заботы друг о друге. Оставшиеся 11 процентов детей подтвердили семейные конфликты и скандалы и признали, что каждый из членов семьи живет сам по себе.

Дело в том, что до пятилетнего возраста дети впитывают образцы поведения своих родителей. Однако в школьном возрасте авторитетом для подростков становятся учителя и сверстники. Большое влияние на подрастающее поколение оказывают и другие средства социализации, в том числе и СМИ.

О. ТЕСЛОВА: И снова мы возвращаемся к негармоничности семейных отношений, когда ребенок идет со своей очень личной проблемой не к маме и папе, а порой к совершенно незнакомому человеку, пусть и специалисту. Это тоже характеризует наши семьи, в них недостаточно тепла и доверия. С ребенком важно не только говорить о сексуальных отношениях, но и прививать ему чувство нежности, ласки, привязанности. Конечно, когда мы в обществе снимем табу с темы сексуального и репродуктивного здоровья, тогда гармоничные отношения между полами станут нормой. Но для этого нужно время, чтобы воспитать подрастающих родителей и подготовить соответствующих педагогов. Возможно, уже через поколение у нас появятся немножко другие дети.

Вероника Уласевич, «Рэспубліка», 8 июля 2019 г.

Опубликовано:
11 июля 2019
Просмотров:
1208
Категория:
Поделиться в соцсетях: