Генпрокуратура – на защите прав и законных интересов несовершеннолетних

Органы прокуратуры Республики Беларусь проверили исполнение законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также реализацию Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Отмечена положительная динамика основных показателей криминогенной обстановки среди несовершеннолетних в 2020 году: на 20,4 % уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними; на 15,7 % сократилась численность несовершеннолетних участников преступлений; с 3,0 % до 2,8 % снизился удельный вес преступлений несовершеннолетних.

В 2020 году по всем регионам республики зафиксировано снижение на 44 % числа административных правонарушений несовершеннолетних.

Вместе с тем с учетом растущего с 2019 года числа общественно опасных деяний детей до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность, возможно ухудшение криминогенной ситуации в этой части, если компетентные органы не примут меры по повышению эффективности своей работы.

Последствия безнадзорности несовершеннолетних:

  • ежегодно около 550 детей становятся жертвами преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, а также в области торговли людьми; 
  • порядка 100 детей каждый год страдают от преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.

Вскрыты проблемы и с предупреждением социального сиротства.

Справочно

В 2020 году с 937 до 991 ребенка, или на 6 % увеличилось количество детей, родители которых лишены родительских прав, за первый квартал 2021 года – на 22 %.

Негативные показатели обусловлены такими упущениями в деятельности субъектов профилактики, государственных органов и учреждений, как:

  • непроведение индивидуальной профилактической работы с детьми и их законными представителями; 
  • несвоевременные выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и признание их нуждающимися в государственной защите.

В итоге права и законные интересы детей не всегда получали должную защиту.

Например, в ходе посещения одной из семей в Минске установлен факт ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию троих несовершеннолетних.

В частности, дети проживали в антисанитарных условиях и были истощены. Продукты питания дома отсутствовали, мать злоупотребляла спиртными напитками. Обстановка в семье способствовала возникновение угрозы здоровью несовершеннолетних, один из которых являлся инвалидом и нуждался в постоянном уходе.

По данному факту Генеральная прокуратура вынесла предписание о признании детей нуждающимися в государственной защите и помещении их на государственное обеспечение. Дети уже изъяты у матери и переданы в социально-педагогический центр. На сегодня госорганы организовали комплекс мероприятий по восстановлению семьи.

Зафиксирована положительная динамика по возмещению обязанными лицами текущих расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Это говорит о результативной работе субъектов профилактики в данном направлении.

Основными причинами неисполнения в полном объеме названных обязательств прокуроры назвали:

  • недостижение размера начисленной заработной платы до уровня средств, подлежащих возмещению; 
  • отсутствие или утрату профессиональных навыков обязанных лиц, что не позволяло им претендовать на рабочие места с высоким уровнем дохода; 
  • частые прогулы, длительное нахождение в розыске; 
  • отсутствие надлежащего контроля со стороны нанимателей и органов внутренних дел за явкой обязанных лиц на работу, прохождением медицинских осмотров; 
  • непринятие мер по установлению местонахождения скрывшихся обязанных лиц и объявлению их в розыск.

Практика прокурорского надзора показала необходимость совершенствовать законодательство о социально опасном положении детей.

Прежде всего важно повысить уровень защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, которые самовольно ушли на длительный срок из дома, совершили парасуициды, а также тех детей, в семьях которых родители совершили преступления в сфере семейно-бытовых отношений.

В настоящее время в правовых нормах не предусмотрено реагирование на некоторые социальные риски, которые говорят о неблагополучии ребенка. Из-за этого снижена эффективность правозащитного механизма.

Для исправления ситуации Генеральная прокуратура подготовила информацию в Совет Министров относительно корректировки его постановления от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Всего по результатам проверки прокуроры внесли более 200 актов надзора, инициировали привлечение к дисциплинарной ответственности 129 лиц, к административной – 13 лиц. 

Опубликовано:
5 августа 2021
Просмотров:
383
Категория:
Поделиться в соцсетях: