В нашей стране уделяется особое внимание поддержке людей с инвалидностью. В частности, реализуется социально ориентированная госполитика в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, благодаря которой такие люди осваивают востребованные на рынке труда специальности и успешно интегрируются в общество. Так, ежегодно в стране около тысячи человек с инвалидностью и с особенностями психофизического развития получают высшее и среднее специальное образование, а около 1400 – профессионально-техническое. Как в учреждениях образования сформирована инклюзивная среда, узнали на примере Минского колледжа цифровых технологий.
Ассистивные устройства и шрифт Брайля
В Минском колледже цифровых технологий обучается 89 особенных ребят, для которых здесь создана максимально комфортная и инклюзивная среда.
– Более 19 лет у нас работает Центр профессиональной и социальной реабилитации для учащихся с особенностями психофизического развития, где обучаются ребята с разными нарушениями, например слуха или зрения. В этом году впервые набрали две группы студентов с расстройствами аутистического спектра (РАС), – начинает экскурсию по колледжу заведующая центром Татьяна Гвоздик.
Интересуюсь, мешает ли им инвалидность в процессе обучения.
– Вы знаете, нет, не мешает. Иногда их особенности даже способствуют обучению. Например, отсутствие зрения компенсируется слухом. И для таких студентов специальность программиста может быть самой удачной, – считает собеседница. – Мы приобрели ассистивные устройства и технологии, с помощью которых ребята работают на компьютере. Кроме того, они пользуются программой экранного доступа, с помощью которой получают информацию с дисплея без использования зрения.
Спрашиваю ее: как объяснить незрячему учащемуся, что такое дифференциальное уравнение?
– Все просто: распечатать формулу на шрифте Брайля, – отвечает Татьяна Гвоздик. – В каждый компьютер встроена программа, которая через озвучивание (компьютерный синтез речи из печатного текста) выводит информацию на тактильный брайлевский дисплей. Так ребята с нарушениями зрения могут без сложностей изучать языки программирования или другие предметы. А вот звуковая навигационная система «Крокі на Гукі», состоящая из речевого звукового информатора и бесплатного мобильного приложения (разработка белорусского Центра успешного человека), позволяет нашим учащимся с нарушениями зрения передвигаться по корпусу и не только.
После базового образования ребята учатся 3 года и 10 месяцев, а после общего среднего – 2 года и 10 месяцев. Поступают на такие специальности, как «микроэлектроника», «производство микро- и нанотехнологий», «разработка и сопровождение информационных систем» и другие.
– После окончания колледжа они работают на разных предприятиях: кто-то выбирает «Атлант», другие – «Интеграл», а третьи – учреждения образования и не только. Чаще всего трудоустраиваются операторами ЭВМ, программистами, занимаются разработкой сайтов. Есть и те, кто затем получает высшее образование. Например, в этом году трое учащихся с нарушением зрения поступили в БГУИР на бюджетную заочную форму обучения, – рассказывает заведующая центром.
Интересный опыт
В колледже все создано на уровне инклюзии: пандусы, сенсорные комнаты, смарт-доски, высокотехнические компьютерные столы, релаксационные кабинеты, озвучивающие лифты, звуковые датчики, указатели и другие информационные стенды с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Заглядываем в 129-й кабинет, где учащиеся с РАС решают задачи по математике.
– Студенты с особыми образовательными потребностями занимаются в специальных группах по 8–10 человек. Их объединяем по форме инвалидности, а также по тому, после какого образования они к нам пришли, – поясняет Татьяна Гвоздик. – У многих могут быть комплексные нарушения. Так, у ребят с расстройствами аутистического спектра есть различные нарушения слуха или зрения. У них есть сопровождающие, которые помогают им в колледже.
Все студенты в аудитории чувствуют себя уверенно, хотя только в этом году поступили в колледж. Интересуюсь, успели ли они адаптироваться к новым условиям.
– Понемногу привыкаю, – отвечает Григорий.
– Мне здесь все нравится. Хотя иногда и скучаю по той школе, где учился раньше. В колледже хорошие преподаватели и студенты. Думаю, что тут найду новых друзей, – добавляет его сосед по парте Роман.
Во время перерыва между парами в коридоре встречаем студента Дмитрия Дешковского. Интересуемся, как прошли его первые три месяца обучения в колледже.
– Для меня в первую очередь важна тишина. Здесь никто не кричит, и даже в перерывах между занятиями чувствую себя комфортно. Преподаватели понятно объясняют предметы, заинтересованы, чтобы учился хорошо, и я стараюсь.
Спрашиваю: кем же видит себя Дима в будущем?
– Добряком, – улыбаясь, отвечает он. – Хочу помогать пожилым, а также людям с инвалидностью. Хочу, чтобы в городе было больше цветов. А еще меня беспокоят вопросы экологии. Если вернуться в материальную плоскость, то, конечно, буду заниматься программированием и анимацией. Мне это интересно.
– Работа с учащимися с РАС – важный опыт для нас. Все они неординарные, интересные, с особенным взглядом на мир. Кто-то из них силен в математике, другие – в литературе, а третьи – в фильмографии, – говорит Татьяна Гвоздик.
Всего в колледже обучается более тысячи ребят. Они дружные, некоторые даже становятся волонтерами для особенных студентов. Проникаются их проблемами, помогают в чем-то, вместе участвуют в мероприятиях.
– Кое-кто даже знает жестовый язык неидеально, но им интересно. Наши дети с инвалидностью сами обучают других жестовому языку, чтобы как-то общаться, – отмечает собеседница.
Нестандартный подход
В колледже работает принцип, когда равный учит равного. Например, три педагога с нарушением зрения обучают студентов программированию. Причем они преподают также в обычных группах.
Один из них – преподаватель цикла специальных дисциплин Александр Северин, к нему мы и заглянули на пару. Первое, на что обращаем внимание, – нестандартный подход в обучении, много шуток, да и в целом атмосфера на занятии очень дружелюбная.
– Стандартную учебную систему не люблю. Понимаю, что, например, человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата может быть сложно просидеть 90 минут за столом. В таком случае договариваемся, что любая форма поведения, которая не мешает другим в аудитории и не препятствует учебному процессу, приемлема, – рассказывает Александр. – Основной упор – на результат работы, а не на процесс выполнения. Юмор и общение в процессе поддерживаю и приветствую.
За плечами у Александра несколько высших образований, а сейчас он параллельно с работой учится в аспирантуре в БГПУ имени М.Танка.
– Инвалидность не помешала мне реализовать себя в жизни, это не влияет на нее, – говорит он. – Да, я совсем не вижу, и меня это не расстраивает. Не концентрируюсь на том, чего у меня нет, а делаю акцент на том, что у меня есть.
Помимо стандартных занятий по математике и программированию, в колледже проводят и специальные тренинги, направленные на раскрытие особенных ребят. Педагог-психолог колледжа Ольга Лихачева рассказывает:
– На занятиях расставляю акцент не на дефектах, а на особенностях личности. В первую очередь раскрываю деловые качества, которые пригодятся при последующем трудоустройстве. Интуитивно мы выбрали правильное направление. Это работает по отношению ко всем ребятам с различными индивидуальными нарушениями.
Галина Телеш, консультант отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования:
– Основные направления государственной политики для лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР), в том числе инвалидов, в сфере образования определены Кодексом об образовании. Им закреплен принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к его получению для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере образования, позволившие законодательно закрепить достижения нашей страны в обеспечении равного доступа к получению образования для всех обучающихся с учетом предписаний международных актов.
Для повышения эффективности образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, с инвалидностью в 2024/25 учебном году в колледжах функционирует восемь центров профессиональной и социальной реабилитации и одно отделение для лиц с ОПФР. А в вузах создаются ресурсные центры. Например, в 2017 году открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования в Институте инклюзивного образования БГПУ имени М.Танка, а в Институте информационных технологий БГУИР с 2014-го функционирует кафедра «Профессиональное образование в сфере информационно-коммуникационных технологий лиц с особыми потребностями».
Большое внимание уделяется Министерством образования подготовке кадров для работы с обучающимися с ОПФР, с инвалидностью.
Подготовка учителей-дефектологов ведется в шести учреждениях высшего образования, основным из которых является БГПУ имени М.Танка. С 2013 года в учебные планы всех педагогических специальностей включена учебная дисциплина «Теория и практика специального образования». С 2018-го начата реализация образовательной программы магистратуры по специальности «инклюзивное образование». В 2021 году разработаны новые образовательные стандарты и типовые учебные планы специальностей профиля образования «педагогика».
При подготовке педагогических работников в настоящее время акцент делается на возможностях ребенка, формировании у него социальных и жизненных компетенций, понимании особых образовательных потребностей как основы для создания специальных условий, направленных на поддержку и развитие потенциальных возможностей ребенка. Педагогическая практика предполагает выполнение заданий по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс и взаимодействие со сверстниками. Для обеспечения персонального сопровождения в образовательном процессе детей с расстройствами аутистического спектра с 2022 года начата подготовка по новой специальности среднего специального образования «педагогическое сопровождение» (квалификация «воспитатель»).