Источник агрессии и деструктивного поведения: эксперты о том, как интернет влияет на подростков

По результатам исследования, проведенного Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета по заказу Белорусского института стратегических исследований, более 96 процентов опрошенных в возрасте от 14 до 17 лет ежедневно заходят в интернет. Реальному общению подростки все чаще предпочитают чаты в мессенджерах, свободное время охотнее проводят не на прогулке, а в компании любимого блогера на YouTube, о важном событии сначала сообщают подписчикам в Instagram, а уж потом делятся с близкими. С головой погружаясь в интернет-пространство, последнее, о чем думают тинейджеры, – чем для них может обернуться чрезмерный веб-серфинг. Этой проблемой всерьез обеспокоены специалисты.

Интернет

Сплошной негатив

Одним из главных негативных последствий, к которому может привести долгое пребывание в интернете, доктор медицинских наук, профессор врач-психиатр, психотерапевт Единого ре­естра профессиональных психотерапевтов Европы Сергей Игумнов называет повышение уровня деструктивного поведения в подростковой среде:

– Наблюдается лавино­образный рост проблем, связанных с агрессией, которую формирует в том числе и виртуальное пространство. С ранних лет дети становятся случайными свидетелями насилия в кино и в интернете. В наше время даже первоклассники играют в стрелялки, суть которых в уничтожении других персонажей.

Изучению жестокости, транслируемой в видео­играх, специалисты во всем мире посвящают многие годы. Так, в 2012-м профессор психологии Айовского университета Крейг Андерсон предоставил факты, подтверждающие, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем абьюзивные родители или употребление психоактивных веществ. Но заниматься проработкой этого вопроса ученые начали еще полвека назад. В конце 1970-х американские исследователи подсчитали, что к совершеннолетию подросток видит не менее 20 тысяч сцен агрессивного поведения. А американский социальный психолог Леонард Берковиц доказал, что увиденное на экране может повлиять на психику ребенка, продолжает эксперт:

Если по сюжету фильма или видеоигры зло торжествует, негативные персонажи добиваются своих целей и успеха, происходит трансляция увиденного на психику. Ребенок фиксирует: быть плохим – хорошо. По результатам исследований Берковица, в Соединенных Штатах Америки ввели ограничения на трансляцию сюжетов агрессивного характера. В нашей стране также важно обеспечивать соответствующую психолого-педагогическую экспертизу видеороликов на предмет присутствия в них опасного контента.

Общенациональных крупномасштабных исследований по изучению присутствия подростков в Сети до настоящего времени в нашей стране не проводили. Сергей Александрович уверен, что подобный анализ необходим для дальнейшего изучения проблемы интернет-зависимости:

– Возможно, к анализу этого вопроса стоит подключить и специалистов из России, для них он не менее актуален.

Мальчики – в играх, девочки – в соцсетях

Где та тонкая грань, разделяющая пользователя гаджета и человека с интернет-зависимостью? Сергей Игумнов утверждает, что нащупать ее сложно:

– Чем трудолюбивый человек отличается от трудоголика? Первый ставит перед собой некие цели: профессиональный или карьерный рост, благополучие семьи. И для их достижения он способен трудиться столько, сколько потребуется: десять, 12 или 16 часов в сутки. Для трудоголика работа – сама цель, а когда ее нет, он впадает в тоску и депрессию. Приблизительно такая же разница между среднестатистическим пользователем и тем, кто зависим. Также родителям стоит следить за подростком: если он начинает путать день и ночь, забывает о приемах пищи и пренебрегает правилами гигиены, то это говорит о деструктивном состоянии.

Доктор медицинских наук, профессор врач-психиатр Алексей Егоров приводит еще один пример:

– Для зависимого пользователя интернет – это главное, у него нет других интересов. Для мальчиков предметом аддикции обычно становятся компьютерные игры, для девочек – социальные сети. Если ребенок выполняет все домашние работы нехотя и наспех, лишь бы побыстрее усесться за компьютер или взять в руки телефон, то это уже проблема.

Как быть?

Как и любую болезнь, интернет-зависимость легче предупредить, чем лечить, продолжает Алексей Егоров:

– Лучшая профилактика – разнообразная жизнь. Подросток должен понимать, что простые офлайн-радости доставляют удовольствия не меньшее, чем пребывание в Сети. А еще, как бы банально это ни звучало, мамы и папы должны любить своих детей и заниматься их воспитанием. Подростку необходимо четко представлять, что ему можно, а что нельзя, чувствовать поддержку близких. Ребенку важно ощущать заботу и получать положительные эмоции в семье, иначе он их начнет искать в другом месте: сидеть в интернете, упо­треблять наркотики.

Как бы некоторые мамы и папы ни старались отсрочить день покупки смартфона или компьютера – рано или поздно это все-таки случится. С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться гаджетами? Универсального ответа на этот вопрос не существует, говорит Алексей Егоров:

– Одним покупают гаджет в пять лет, а другим – после десяти. Если у сына или дочки есть дополнительные интересы, например, нравится наблюдать за бабочками или заниматься спортом, то можно постепенно знакомить их с техникой. Но важно следить, чтобы пребывание в виртуальном мире не начало вытеснять все остальное.

СТАТИСТИКА

В прошлом году количество пользователей социальных сетей в мире превысило отметку в 4,2 миллиарда. Кстати, в 2020-м эта цифра была на 13 процентов меньше.

Среднестатистический поль­зователь проводит в социальных сетях 2 часа 25 минут ежедневно. Самыми активными юзерами соцсетей в 2021-м были филиппинцы: в среднем они проводят в приложениях 4 часа 15 минут в день. На последнем месте рейтинга – жители Японии, их показатель – 51 минута.

В среднем человек тратит на интернет почти семь часов в день. В 2020-м этот показатель был равен 6 часам 43 минутам.

Опубликовано:
4 февраля 2022
Просмотров:
4105
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: