В СШ № 26 уроки труда у мальчиков ведет молодая учительница. Как же ей работается в мужском царстве техники и инструментов?
Юлия Крыж окончила индустриально-педагогический колледж. Ей 26 лет, она преподает технический труд у мальчиков. Занятия ведет в том числе в 26-й школе, на базе которой открыт городской ресурсный центр по трудовому обучению. Здесь несколько мастерских, в которых множество массивных станков для обработки древесины и металла. Среди этого мужского царства техники и инструментов Юлия чувствует себя вполне комфортно. А серый халат и черные перчатки – неизменный атрибут любого трудовика на занятиях – только украшают и никоим образом не умаляют ее утонченности и женственности.
– Аккуратно! Так близко к ножницам палец не подставляй, – предостерегает шестиклассника молодая учительница. И еще раз напоминает классу: – Приступаете к работе с тонкими пластинами – надевайте перчатки, иначе поранитесь.
На уроках труда женщина-педагог может развить у мальчишек аккуратность, терпеливость и старательность.
На рабочих местах у парней безупречный порядок. Тетради соседствуют с наборами надфилей, молотком, тисками, причем расположены эти предметы на всех столах абсолютно идентично.
– В школе мечтала связать свою жизнь с архитектурой. Однако вовремя не успела подать документы. Пришлось рассматривать не самые популярные колледжи: в них оставались вакантные места. Посоветовавшись со старшими братьями, решила получить специальность учителя труда. Правда, когда выбирала направление, в сборнике для абитуриентов не было уточнения, что именно технического труда. Посчитала, что буду вести занятия у девочек. В моей группе оказалось несколько девушек, и практически все они не знали, куда поступили, – улыбается Юлия Геннадьевна.
Когда первокурсниц впервые привели в мастерскую со станками, они, мягко говоря, были шокированы. Не знали, с какой стороны подойти к агрегату.
– У моего отца было хобби – резьба по дереву. Я неожиданно для себя быстро влилась в учебный процесс. Больше всего любила декоративно-прикладное творчество: орудовала лобзиком, получались красивые вещи и сувениры, – говорит собеседница.
Она просит шестиклассников подойти поближе. Показывает, как правильно держать в руках тяжелые ножницы по металлу, затем берет железную пластину и разрезает ее.
На первых порах детям такие, казалось бы, несложные манипуляции даются непросто. Могут заболеть кисти рук. Ножницы тяжелые, да и металл не бумага.
– Чтобы обработать края заготовки, зажмите их в тиски, а потом используйте надфиль, – поясняет мальчуганам Юлия Геннадьевна.
Учительница говорит, что для нее та ошибка в справочнике не оказалась роковой. Она полюбила свой предмет.
Юлия Бурдо, агентство «Минск-Новости»
(фото Ирины Малиновской)