Как школьнику не провалиться на экзамене?

О том, как легче пережить напряженный выпускной период, мы поговорили с кандидатом психологических наук Артемом Кондрашкиным и учителем высшей категории, преподавателем московской школы № 1409 Ириной Ворониной.

Выпускные экзамены

– Начну с главного: правда ли, что этот период – один из самых больших стрессов в жизни и подростков, и их родителей?

Артем Кондрашкин: Конечно же, сами по себе экзамены – не самый большой стресс, это не какая‑то драматическая жизненная ситуация, а всего лишь этап в обучении. Но за поддержкой в связи с предстоящими экзаменами к нам, в психологический центр для подростков «Точка», начинают обращаться уже в первые месяцы обучения в 11‑м классе, а к зиме и весне этих обращений становится все больше.

– И каков ваш совет – как грамотно провести дни перед экзаменом?

Артем Кондрашкин: Общий совет – признать эмоциональную сложность этого времени для всех и постараться быть к себе и к детям помягче, подобрее. Родителям нужно снизить в первую очередь эмоциональные требования к ребенку. Не ждать от него ледяного спокойствия, сдержанности и суперсобранности. А дальше – все индивидуально. Кому‑то полезно выдохнуть, расслабиться. Кому‑то – еще позаниматься. Зависит от того, как именно устроена нервная система вашего ребенка. Кто‑то может перетрудиться и перегореть – им лучше сейчас снизить нагрузку. А другим детям, наоборот, чтобы поддерживать форму, необходимо постоянно умеренно заниматься.

Ирина Воронина: Задача родителей в эти дни – не терроризировать детей. Не переносить свои переживания на ребенка – он и так несколько дезориентирован. К тому же у многих в этом году не было толкового последнего звонка, не будет выпускного вечера.

– Коронавирус, дистанционное обучение в конце года и перенос экзаменов ситуацию сильно усложнили?

Ирина Воронина: Дистанционное обучение не означало, что была вольница. Выпускники и их учителя готовились очень напряженно. Перенос экзаменов большинство восприняли как благо – больше времени на подготовку, но некоторые жаловались, что дети измотаны ожиданием и выгорели за лишние недели. Родители в этом году задаются еще и такими вопросами: как ребенок будет сидеть в маске, перчатках? Как их рассадят в аудитории? Многих беспокоит финансовый момент, ведь количество уроков с репетиторами увеличилось. Занятия дистанционные, а во многих семьях компьютер только один или его вовсе нет. И учителям, конечно, было труднее – ведь мы никогда раньше столько дистанционно не работали.

Артем Кондрашкин: Как и любое изменение в жизни, это вызвало стресс, тревогу. Никто не мог заранее подготовиться к карантину, онлайн‑образованию, к изменению времени экзаменов и всем этим маскам. Чтобы адаптироваться, потребовались силы.

– Итак, экзамен. Что поможет снизить стресс?

Артем Кондрашкин: Вообще, у беспокойства есть и психологическая защитная функция. Чтобы снизить беспокойство, иногда полезно в безопасной обстановке представить себе образ наихудшего исхода и пережить его в воображении. Также помогает визуализация того, как именно ты будешь справляться с предполагаемыми сложностями. Представь, что тебе достался самый дурацкий билет, в котором не знаешь ответов на вопросы. Что именно ты будешь делать?

– Я спросила своего племянника, который как раз сдает ЕГЭ, каков его самый большой страх. К моему удивлению, он сказал: «Подвести родителей».

Артем Кондрашкин: Очень у многих детей такое есть – ответственность перед родителями. Они видят, что семья вкладывается и финансово, и эмоционально. Детям хочется оправдать ожидания. Это вопрос детско‑родительских отношений. Когда родители транслируют ребенку: «Если ты плохо сдашь, если не оправдаешь наших надежд, это будет позор для нашей семьи», – конечно, он будет переживать. Но и без того для многих подростков очень важно сохранять лицо, репутацию семьи.

– Кто вообще больше нервничает в этой ситуации?

Ирина Воронина: Больше переживают мальчики. Ведь у них на повестке стоит вопрос службы в армии. Но, я вам скажу, есть семьи, которые вовсе не относятся к армии как к какой‑то жизненной неудаче, тогда и сын тоже воспринимает все гораздо спокойнее. «Не сдам – пойду служить». Настрой семьи очень важен, он определяет отношение ребенка. Кстати, сильно переживают и некоторые учителя. Ведь это и их экзамен, их рейтинг. И порой они пережимают: «Вы завалите экзамен, вы меня подведете». И тогда очень ответственные дети переживают и за себя, и за родителей, и еще им и за учителя приходится переживать!

– Как лучше провести последние сутки перед экзаменом?

Ирина Воронина: Я советую не учиться за сутки до экзамена. Одна ночь ничего не исправит, если ребенок год не учился. Можно, конечно, пообщаться с преподавателем, чтобы он дал последние указания. Еще раз проговорил, например, как бланки заполнять. Если ребенок не занимается с репетиторами и на консультациях в школе ему об этом не рассказывали, то пусть посмотрит правила в интернете. Крайне важно поспать ночью. Дети часто норовят последнюю ночь просидеть за учебниками. Конечно, ваш подросток будет измученным и нервным.

Артем Кондрашкин: Важно не делать этот день «трагически особенным». Чем ближе к обычному течению жизни он будет, тем лучше. Если ребенок перевозбужден, ему стоит отвлечься. Он любит семейные походы в парк, в кафе? Сходите вместе. Ему больше по душе встретиться с друзьями? Пусть встретится.

– И вот ребенок уже на экзамене видит перед собой задание. Как сосредоточиться?

Артем Кондрашкин: Есть определенные техники релаксации, например, дыхательная, когда вдох делается как обычно, а выдох – плавный и чуть длиннее. Есть одно но: надо успеть воспользоваться ими до того, как тревога стала очень сильной. С их помощью можно вынырнуть из беспокойства о том, что сейчас все может пойти не так, выпадет плохой билет. И сосредоточиться на происходящем в реальности. Буквально говорить себе: «Я сижу за партой, у меня есть ручка и листок, слева сидит сосед...»

Ирина Воронина: Бывает, ребенок все знает, все умеет, а потом на экзамене – хоп, вот тут чего‑то не увидел, тут не так понял. Очень многие невнимательно читают задание. Не торопитесь, времени достаточно. Обязательно нужно перечитать ответы в черновике. Внимательно переписывать с черновика в чистовой бланк. Не пугаться, если допустил ошибку в чистовике, – о том, как ее следует исправить, у вас написано в самом бланке. Спрашивать тетенек, которые сидят в аудитории, не надо, они подсказывать не имеют права.

– А если случилось худшее и правда выпали вопросы, которых ты не знаешь?

Ирина Воронина: Все равно сиди и делай хоть как‑нибудь. Наугад, как угодно. Не сдавайся сразу. Но и сидеть до самого конца экзамена тоже лишнее. Сделай все, что сможешь, и только тогда сдавай работу и иди.

Артем Кондрашкин: Согласен. Не уходить, делать.

– С точки зрения психологии как родителям воспитать в ребенке ответственное отношение к учебе, но не передавить, не отбить желание учиться?

Артем Кондрашкин: С раннего детства хвалите ребенка не за то, какой он умный, талантливый и как все у него легко и прекрасно получается, а за его усилия. Ведь, когда учеба становится сложнее и без неудач уже не обойтись, ребенок должен знать: если что‑то не получается на отлично, это нормально, просто нужно приложить усилия. Именно так у детей образуется правильная связь. Не «я всегда должен показывать отличные результаты, а иначе и браться не надо», а «я могу прикладывать усилия даже там, где у меня не получилось с первого раза, и в глазах моих родителей это будет нормально».

Опубликовано:
7 июля 2020
Просмотров:
4066
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: