Как увлечение цифрой сказывается на зрении детей и что сохранит глаза здоровыми в условиях дистанционного обучения

В списке болезней, которые чаще всего обнаруживают у школьников, к одним из наиболее распространенных относятся нарушения зрения: они на втором месте после болезней органов дыхания. «Знаменка» разобралась, какую роль в этом сыграли массовое увлечение детей гаджетами и цифровизация образования и как сохранить зрение в условиях дистанционного обучения и работы на удаленке.

Зрение

Недавно в кафе стала свидетельницей сцены: пока молодая мама смачно наворачивала пасту, ее годовалый малыш тоже обедал… в компании планшета. На экране гаджета мелькали анимационные персонажи, а ребенок наблюдал за действом, словно завороженный. Увиденное заставило задуматься: удастся ли мальчугану сохранить идеальное зрение к тому времени, как отправится в школу, или он придет в первый класс уже в очках? Когда я училась в начальных классах (а это было более 20 лет назад), среди сверстников очки носили единицы. Сегодня тенденция другая: нарушения зрения у школьников встречаются все чаще.

Оценка детского здоровья в Минске говорит о том, что в структуре заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет первое место занимают заболевания органов дыхания (61,4 %), второе – болезни глаза (8 %) и третье – травмы и отравления (4,6 %), приводит данные главный внештатный специалист по работе с детьми в организованных коллективах комитета по здравоохранению Мингорисполкома, заведующая педиатрическим отделением для медицинского обеспечения детей и подростков в организованных коллективах 37-й городской поликлиники Минска Оксана Пецевич:

– У подростков в возрасте 15–17 лет картина несколько иная: наиболее часто встречаются заболевания органов дыхания (46,9 %) и болезни глаз (12,7 %). Замыкают антирейтинг болезни костно-мышечной системы – 6,5 %.

Основными причинами, которые приводят к этим заболеваниям, специалист называет возрастающие учебные нагрузки, нерациональное и несбалансированное питание, сочетающееся с гиподинамией, увлечение гаджетами.

Главный внештатный детский офтальмолог Минздрава профессор кафедры офтальмологии БелМАПО, доктор медицинских наук Виктория Красильникова добавляет, что каждый год у школьников в нашей стране регистрируются более 5000 новых случаев близорукости, а в выпускных классах каждый десятый подросток имеет проблемы с рефракцией – преломляющей способностью глаза:

– За последние 20 лет частота приобретенной миопии (близорукости) среди учащихся увеличилась примерно на 25 процентов. Явление не носит катастрофических масштабов, это эволюционное приспособление глаз. И все же задуматься есть о чем. Нынешнее развитие общества и повсеместное внедрение IT-технологий уже скорректировали и образование детей, которое все больше уходит в цифру. А в этом году мы впервые столкнулись с такими явлениями, как дистанционное обучение и работа на удаленке.

Сохранить зрение в новых условиях поможет правильный выбор цифрового устройства. Плохим союзником станет мобильный телефон: в нем очень мелкий шрифт и, следовательно, нагрузка на аккомодационный аппарат (способность глаза к четкому видению на разных расстояниях) возрастает. Ненамного лучше планшет. Для занятий или работы более предпочтителен ноутбук или стационарный компьютер: его монитор по размеру приближен к стандартному листу А4, можно отрегулировать яркость и шрифт. Но, конечно, как и во всем, главное – не забывать про меру.

Специалист обращает внимание: особенно важно оградить от использования цифровых устройств детей до трех лет, поскольку все возможности механизмов глаза раскрываются лишь к 6–7 годам:

– В последнее время стали отслеживать новую тенденцию: у детей 6–7 лет развивается косоглазие. Раньше это считалось большой редкостью и чаще всего было связано с патологией нервной системы. Теперь же – с перегрузкой аккомодационного аппарата глаза.

В то время как на занятиях в школе под контролем педагогов и медработников соблюдаются гигиенические нормы (рационально организован режим учебных занятий, соблюдены параметры естественной и искусственной освещенности в классах, ученики младших классов выполняют гимнастику для глаз), то дома родители не всегда способны уделить внимание детям в этом вопросе, говорит Виктория Красильникова:

– В корне неправильно предъявлять к ребенку требование: мол, пока не выполнишь все задания, не встаешь из-за стола. Так резко возрастает нагрузка на глаза в один временной промежуток, который может длиться от двух до пяти-шести часов. Даже у хорошего репетитора предусмотрена смена деятельности во время занятия.

ЧТО ПОМОЖЕТ ШКОЛЬНИКУ СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ В НОРМЕ?

  • Визит к офтальмологу не реже одного раза в год

Посещать врача нужно с профилактической целью. Также следует обязательно выполнять все предложенные рекомендации, касающиеся очковой коррекции или использования контактных линз.

  • Правильно оборудованное место для выполнения уроков

В идеале место для занятий должно располагаться у окна с левосторонним направлением потока естественного света для правшей и правосторонним – для левшей. Важно обеспечить и режим искусственного освещения: желательно использовать настольную лампу мощностью не менее 60–100 Ватт и исключить лампы дневного света. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа. Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действия. Потолки, оконные рамы и мебель лучше подбирать светлых тонов.

  • Грамотный режим работы

Приступать к подготовке домашнего задания нужно не ранее чем через два часа после окончания уроков в школе. Продолжительность выполнения домашних заданий для детей 1–2-х классов – не более 1,5–2 часов, 3–4-х классов – не более двух часов, а старшеклассников – не более 3–4 часов. Через каждые 30–40 минут работы следует устраивать десятиминутные перерывы. Желательно в это время в школе и дома в течение 5–7 минут выполнять гимнастику для глаз.

НА ЗАМЕТКУ

Временные нормативы пребывания ребенка за компьютером:

  • учащимся начальных классов – 15 минут в день;
  • 5–7-х классов – 20 минут;
  • 8–9-х классов – 25 минут;
  • 9–10-х классов – 40 минут;
  • 11-х классов – не более трех часов.
Опубликовано:
23 Октября 2020
Просмотров:
83
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях:
Психологическая помощь