Как влияют гаджеты на речь ребенка?

Картавость, шепелявость, потеря речи при тяжелом заболевании. С какими недугами пациентов сталкиваются логопеды и надолго ли может растянуться корректирующая практика,  рассказала специалист Юлия Лабкова.

Лолопед

– Юлия, а зачем человеку исправлять речь? Ведь актер Охлобыстин как раз своим грассированием непохож на остальных. Да и товарищ Ленин выделялся…

– Согласна, что это может быть проявлением индивидуальности. Что касается Владимира Ильича, могу предположить, что речевым проблемам в то время не придавали значения. Может быть, это не считалось серьезным дефектом, не резало слух… Но сегодня существуют десятки профессий, где необходима красивая грамотная речь. Люди приходят к специалистам не только для того, чтобы избавиться от насмешек, но и чтобы получить новую работу. Так, недавно одному пациенту наниматель так и заявил: «Исправите речь – приходите, возьмем».

– В каком возрасте необходимо корректировать речь ребенка?

– Несколько лет назад первая консультация, где оценивался речевой статус ребенка, назначалась в 3 года. В последнее время у детей участилось количество речевых проблем, поэтому, если родителей что-то беспокоит, нужно обратиться к логопеду пораньше. Особенно если речь не сформировалась и малыш общается с помощью отдельных звуков и жестов.

В первую очередь необходимо пройти консультацию у невролога. Он может назначить дополнительные обследования и, если нужно, посоветует проконсультироваться у логопеда, психолога, нейропсихолога. Если все специалисты вынесут вердикт «все хорошо» – значит, ждем, когда малышу исполнится 3 года. А вообще, чем раньше выявится проблема, тем более эффективной окажется коррекция.

– Из-за чего возникают дефекты речи?

– Мы называем их не дефектами, а речевыми нарушениями. Здесь много факторов. Например, внутриутробное развитие ребенка. Может быть, патология у матери, не исключено влияние вредных привычек. Или хронические заболевания, которые женщина скрывает во время посещения врача. Среди прочих причин – гипоксия, инфекционные болезни.

Порой приходится слышать: «У нас и папа картавит». Значит, в свое время и им никто не занимался.   

– Можно ли исправить речевые нарушения взрослого?

– Разумеется. Но для восстановления речи взрослому понадобится более длительное время. Если малыш говорит неправильно всего лишь пару лет, то взрослый – десятилетиями. Первое время на занятиях пациент под контролем специалиста все четко произносит, но возвращаясь в обычную среду, теряет самоконтроль. От вызова звука до выработки полного автоматизма нужно в среднем три месяца. Хотя кто-то может исправить речь и в более короткие сроки, особенно если будет четко выполнять все рекомендации. В моей практике встречались пациенты, которые записывают свою речь на диктофон и контролируют ее в процессе выполнения домашнего задания.

Наша речь формируется в процессе онтогенеза. Как развивается человеческий мозг, так идет и постепенное формирование и становление звуков. У ребенка в 2–3 года невозможно требовать произнесения правильных звуков «р» и «л», поскольку у него еще не подготовлен артикуляционный аппарат. У малыша не сформирован верхний подъем языка и мозг еще не дозрел. И если мама хвалится, что ее чадо в 3 года уже не картавит, это еще не показатель того, что ребенок говорит четко. У него могут быть нарушены остальные звуки – шипящие и свистящие.

– Аварии, инсульты могут изменить нашу речь. В чем особенность исправления таких речевых нарушений?

– К этому списку можно добавить черепно-мозговые травмы, аневризмы, опухоли головного мозга, инфекционные процессы в нем. Нарушение речи взрослого пациента расценивается как афазия и дизартрия. Афазия – распад уже сформированной речи, в этом случае человек может не говорить и не понимать собеседника. Дизартрия – затрудненное произношение некоторых звуков и слов. Пациент все понимает, но говорит нечетко, словно у него каша во рту. Бывает, что у человека оба недуга. В особо тяжелых случаях речь становится невозможной.

Восстановление сложных речевых расстройств требует серьезных усилий как от пациента, так и от его ближайшего окружения. На своих занятиях я рекомендую, чтобы присутствовали родственники пациента, чтобы они могли повторять упражнения и выполнять задания вместе с ним. Речевая реабилитация может растянуться от полугода до 5 лет.

– А если не лечить вовремя?

– Ошибочным считается мнение, что спустя год утраченную речь вернуть нельзя. Из своей практики могу сказать, что пациент, у которого 3 года назад возникли речевые нарушения после инсульта, добился неплохих результатов. Конечно, при условии правильно составленной программы и системы.

Расскажу об одном общеизвестном факте. Наверняка некоторые помнят, как разговаривал известный генсек, ставший героем анекдотов. Между тем у него был целый багаж болезней и пагубных привычек в виде недосыпания, курения и нескончаемых стрессов. А еще он перенес инфаркт, гипертонический криз и клиническую смерть. Московские логопеды проделали огромную работу над его речью. И то, как разговаривал генсек, можно считать большим достижением. В целом логопедии в России уделяют большое значение на государственном уровне, она серьезно финансируется.

– Помните ли вы своего первого пациента?

– Это был мальчик, которого сбила машина. Он получил черепно-мозговую травму, и у него не было половины левого полушария. Ребенок произносил отдельные звуки и выражал эмоции. Положительная динамика в его лечении была, но, к сожалению, родственники быстро свернули реабилитацию сына.

– Правда ли, что дошкольники, которые часто играют в телефонах и планшетах, страдают нарушениями речи?

– Родители и педагоги все чаще жалуются на то, что дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Как показали недавние исследования, каждый четвертый четырехлетний малыш страдает нарушением речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста.

Да, нынешних детей трудно лишить гаджетов. Но можно подстроиться под современные реалии. На недавнем форуме спикер рассказывал, как играет вместе с ребенком: он не просто наблюдает, а проговаривает сюжет, обсуждает, как пройти очередную «бродилку». Если включается логика, то работает мысль, развивается речь.

Кроме того, малыша нужно усадить в правильную позу, под углом 90 градусов. Можно использовать для гаджетов специальные подставки, чтобы телефон или планшет находился на уровне глаз. Если ребенок сгибается буквой «С», нарушается осанка. У него приоткрывается рот, верхняя челюсть сдвигается вперед, нижняя уходит назад – развивается неправильный прикус, появляются и нарушения в движении суставов. А самое главное, дети перестают общаться. Они не могут правильно разговаривать. Когда я вижу двухлеток с телефонами, меня, поверьте, всю трясет – ну что ж вы делаете, дорогие родители?

Опубликовано:
22 июня 2020
Просмотров:
5388
Источник:
Вячеслав Белуга, «Минск-Новости»
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: