Как противостоять пропаганде молодежных субкультур в соцсетях и не стать жертвой онлайн-групп «Синий кит» и «Колумбайн»?
В Интернете большое количество субкультурных молодежных сообществ, популяризирующих культы насилия и человеконенавистничества (демонстрация убийства людей, расчленение животных, совершение суицида, публичная физическая расправа и изнасилование, массовые драки), под влияние которых попадают подростки. Примеры: «Страшное Момо», «Синий кит», «А.У.Е.», «Расчлененка», «Колумбайн» и другие.
Радикальное по содержанию движение «Колумбайн» («Скулшутинг») – вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.
«Колумбайн» – название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников Э. Харриса и Д. Клиболда на одноклассников. В результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Указанному происшествию было дано новое определение – субкультура «Колумбайн».
После этих событий в подростковой среде (сначала в США, а затем в других странах, включая Россию) начинает формироваться субкультура поклонников Э. Харриса и Д. Клиболда. Явление подражательных убийств и самоубийств имеет закономерность и получило научное название «Синдром Вертера»: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, вскоре начинается волна точно таких же.
Субкультура «Колумбайн» быстро стала популярной и получила немалое количество поклонников (подражателей). Основные потребители информационного контента – подростки, а также лица, страдающие психическими расстройствами.
Исследователи называют основные причины развития «Колумбайна» в молодежной среде:
- психическое расстройство или заболевание;
- бесконтрольное посещение сайтов, которые являются транслятором деструктивных идей и моделей поведения;
- агрессивная окружающая среда, чувство одиночества, безысходности.
Яркий пример «колумбайновской» идеологии – совершенное 17 октября 2018 года массовое убийство с применением оружия на территории Керченского технологического техникума, в результате которого погиб 21 человек, примерно 50 получили повреждения различной степени тяжести.
Психологи обобщили факты биографий подражателей «колумбайнеров» и выявили некоторые стереотипы:
- в 90 % случаев преступления совершены лицами мужского пола в возрасте от 15 до 25 лет, у которых были проблемы в отношениях с одноклассниками;
- семья стрелка либо неполная, либо проблемная;
- мишенью избирались не конкретные, а случайные люди, преследовалась цель поражения максимально возможного их количества;
- массовое убийство для «колумбайнеров» – способ показать свою мужественность, доказать, что они не тряпки;
- до совершения убийства стрелки проявляли интерес к материалам, содержащим описание насилия (терроризм, биографии и поступки серийных убийц, казни), сведения об оружии, о взрывчатых веществах, способах изготовления взрывных устройств;
- во многих случаях «колумбайнеры» сообщали в социальных сетях о своем желании уничтожать окружающих или о своем позитивном отношении к насилию, в их дневниках нашли слова человеконенавистничества – мизантропии.
Для Республики Беларусь тоже актуальна проблема деструктивного влияния на молодежь депрессивно-агрессивного контента.
В белорусском интернет-пространстве существуют такие сообщества. Модераторы указывают, что не популяризуют идеи «колумбайна» и не несут ответственности за возможные психические отклонения. Вместе с тем ленты сообществ наполнены сценами с мест совершения вооруженных нападений в учебных заведениях, автобиографическими данными убийц, в комментариях к постам пользователи симпатизируют проявлению подобных действий.
В Интернете представлено большое число синонимичных по названию суицидальных групп смерти, таких как «Синий кит», «Черный дельфин», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «f57», «Море китов», «Момо», Magaho Soy.
Психологи советуют:
- объясняйте детям, что их интернет-страницу не должны видеть посторонние лица;
- расскажите подростку, что в соцсетях нельзя размещать в открытом доступе личную информацию телефон, домашний адрес, место учебы;
- расспрашивайте не только о школьных делах и об оценках, но и о друзьях, с которыми он постоянно общается;
- давайте детям возможность выражать свои эмоции, делиться планами и идеями, тогда у них не будет желания искать мнимую поддержку извне и вступать в контакт с сомнительными доброжелателями;
- постарайтесь стать для ребенка другом, ему нужно чувствовать, что родители верят в него и всегда готовы поддержать;
- беседуйте с детьми о смерти, о ценности жизни, о том, насколько подростка ценят в семье и обществе. Так вы сформируете внутренний стержень, научите относиться критически к информации, поступающей из различных источников.
По информации агентства «Минск-Новости»