Клик отчаяния. Под чье влияние попадают подростки в соцсетях?

Как противостоять пропаганде молодежных субкультур в соцсетях и не стать жертвой онлайн-групп «Синий кит» и «Колумбайн»?

Соцсети

В Интернете большое количество субкультурных молодежных сообществ, популяризирующих культы насилия и человеконенавистничества (демонстрация убийства людей, расчленение животных, совершение суицида, публичная физическая расправа и изнасилование, массовые драки), под влияние которых попадают подростки. Примеры: «Страшное Момо», «Синий кит», «А.У.Е.», «Расчлененка», «Колумбайн» и другие.

Радикальное по содержанию движение «Колумбайн» («Скулшутинг») – вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

«Колумбайн» – название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников Э. Харриса и Д. Клиболда на одноклассников. В результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Указанному происшествию было дано новое определение – субкультура «Колумбайн».

После этих событий в подростковой среде (сначала в США, а затем в других странах, включая Россию) начинает формироваться субкультура поклонников Э. Харриса и Д. Клиболда. Явление подражательных убийств и самоубийств имеет закономерность и получило научное название «Синдром Вертера»: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, вскоре начинается волна точно таких же.

Субкультура «Колумбайн» быстро стала популярной и получила немалое количество поклонников (подражателей). Основные потребители информационного контента – подростки, а также лица, страдающие психическими расстройствами.

Исследователи называют основные причины развития «Колумбайна» в молодежной среде:

  • психическое расстройство или заболевание;
  • бесконтрольное посещение сайтов, которые являются транслятором деструктивных идей и моделей поведения;
  • агрессивная окружающая среда, чувство одиночества, безысходности.

Яркий пример «колумбайновской» идеологии – совершенное 17 октября 2018 года массовое убийство с применением оружия на территории Керченского технологического техникума, в результате которого погиб 21 человек, примерно 50 получили повреждения различной степени тяжести.

Психологи обобщили факты биографий подражателей «колумбайнеров» и выявили некоторые стереотипы:

  • в 90 % случаев преступления совершены лицами мужского пола в возрасте от 15 до 25 лет, у которых были проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • семья стрелка либо неполная, либо проблемная;
  • мишенью избирались не конкретные, а случайные люди, преследовалась цель поражения максимально возможного их количества;
  • массовое убийство для «колумбайнеров» – способ показать свою мужественность, доказать, что они не тряпки;
  • до совершения убийства стрелки проявляли интерес к материалам, содержащим описание насилия (терроризм, биографии и поступки серийных убийц, казни), сведения об оружии, о взрывчатых веществах, способах изготовления взрывных устройств;
  • во многих случаях «колумбайнеры» сообщали в социальных сетях о своем желании уничтожать окружающих или о своем позитивном отношении к насилию, в их дневниках нашли слова человеконенавистничества – мизантропии.

Интернет

Для Республики Беларусь тоже актуальна проблема деструктивного влияния на молодежь депрессивно-агрессивного контента.

В белорусском интернет-пространстве существуют такие сообщества. Модераторы указывают, что не популяризуют идеи «колумбайна» и не несут ответственности за возможные психические отклонения. Вместе с тем ленты сообществ наполнены сценами с мест совершения вооруженных нападений в учебных заведениях, автобиографическими данными убийц, в комментариях к постам пользователи симпатизируют проявлению подобных действий.

В Интернете представлено большое число синонимичных по названию суицидальных групп смерти, таких как «Синий кит», «Черный дельфин», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «f57», «Море китов», «Момо», Magaho Soy.

Психологи советуют:

  • объясняйте детям, что их интернет-страницу не должны видеть посторонние лица;
  • расскажите подростку, что в соцсетях нельзя размещать в открытом доступе личную информацию  телефон, домашний адрес, место учебы;
  • расспрашивайте не только о школьных делах и об оценках, но и о друзьях, с которыми он постоянно общается;
  • давайте детям возможность выражать свои эмоции, делиться планами и идеями, тогда у них не будет желания искать мнимую поддержку извне и вступать в контакт с сомнительными доброжелателями;
  • постарайтесь стать для ребенка другом, ему нужно чувствовать, что родители верят в него и всегда готовы поддержать;
  • беседуйте с детьми о смерти, о ценности жизни, о том, насколько подростка ценят в семье и обществе. Так вы сформируете внутренний стержень, научите относиться критически к информации, поступающей из различных источников.

По информации агентства «Минск-Новости»

Опубликовано:
17 апреля 2019
Просмотров:
1409
Категория:
Поделиться в соцсетях: