Лекции – по зуму, контрольные – в личном кабинете. Как организуют обучение в вузах в период коронавируса?

Еще в марте во многих вузах усилили меры профилактики, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции среди студентов и сотрудников. В одних университетах скорректировали расписание и перевели лекции в дистанционный режим, в других – отменили массовые ивенты и перенесли научные конференции на более поздний срок. Как сейчас организована учеба студентов, на каких платформах они встречаются с преподавателями и удалось ли адаптироваться к режиму онлайн?

В Белорусском государственном технологическом университете учебные занятия теперь начинаются в 09:50. Вместе с изменениями в расписании это позволяет сделать так, чтобы одномоментно в университете находилось не более 1/3 студентов, которые раньше занимались в одно и то же время, объясняет проректор по учебной работе БГТУ Андрей Сакович:

– Основная часть занятий проходит с использованием информационно-ком­муникационных технологий.

Для обучения применяем Zoom, инструменты Google и платформу Moodle, на которой размещено более 1500 учебных курсов.

С преподавателями студенты встречаются на образовательном портале, там они слушают лекции, выполняют задания, защищают лабораторные и практические работы. В случае, когда их нельзя провести дистанционно (например, по химии или биотехнологиям), ребята приходят в университет, при этом занятия проводятся в малочисленных подгруппах. Если студент пропускает пары, отработает их позже бесплатно, главное – успеть все выполнить в срок, до начала экзаменационной сессии.

И если будущие химики или биотех­нологи зависят от специального оборудования и инструментов, то у представителей факультета информационных технологий для дистан­ционки все под рукой. Для организации учебного процесса белорусская IT-компания предоставила возможность работы на платформе Microsoft Teams, продолжает Андрей Сакович:

– Преподаватели читают там лекции, принимают лабораторные, которые ранее выполнялись в компьютерных классах. Сейчас к использованию данной платформы присоединяются и другие факультеты БГТУ, десять тысяч выданных лицензий полностью покрывают нужды университета.

Онлайн-учебу и работу на платформе Microsoft Teams с аудиторными занятиями сочетают в Белорусском национальном техническом университете. В прежнем режиме работают только два факультета – горного дела и военно-технический, констатирует первый проректор Георгий Вершина:

– Для этих студентов ничего не поменялось, остальные живут по электронному расписанию, где для каждого занятия указана форма проведения. Преподаватели же работают и на платформе, и в онлайн-режиме, и в ауди­ториях, хотя некоторые написали заявления, чтобы трудиться из дома. Две трети иногородних студентов остаются в общежитиях, домой не едут – перемещения сейчас ни к чему. Да и к сессии готовиться нужно, через месяц начинается зачетно-экзаменационный период.

***

В понедельник студентов Белорусского государственного университета, проживающих в общежитиях, ждала хорошая новость: до конца весны им предоставлен безлимитный доступ в сеть, чтобы они могли заниматься дистанционно без личных трат. В последнее время в онлайн-статусе проходит большая часть дня, поэтому бесплатный интернет очень кстати. Минимизировать контакты студентов и преподавателей позволяют информационно-коммуникационные технологии и собственный образовательный портал, рассказывает проректор по учебной работе и образовательным инновациям Оксана Здрок:

– У каждого факультета есть своя площадка, для всех дисциплин созданы личные кабинеты, где преподаватели выкладывают необходимые материалы и задания. Подключаем и дополнительные ресурсы, в частности, программу Zoom, чтобы проводить лекции и семинары в формате вебинаров. Лабораторные, которые невозможно перевести в онлайн-режим, студенты выполняют в университете.

Полностью на удаленку в БГУ перешел только факультет международных отношений, у остальных микс-формат. Что касается преподавателей, то им предоставили возможность дистанционной работы с 13 апреля по 31 мая – желающие по заявлению могут подписать допсоглашение к контракту, уточняет Оксана Николаевна:

– Часть сотрудников работают из дома, но большинство приходит в вуз. Первое время некоторые преподаватели испытывали дискомфорт, ведь в сжатые сроки приходилось осваивать новые формы работы. Но за последние недели страх прошел, многим адаптироваться помогли молодые коллеги.

***

Более 700 удаленных занятий в день проводят в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. С 20 апреля и до 8 мая приказом ректора на всех факультетах введено обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые вуз активно развивает последние десять лет. Проректор по учебной работе Геннадий Гачко озвучивает статистику за понедельник:

– Это первый день, когда ни один студент не пришел на пары. Но все занимались онлайн. Всего в понедельник провели 791 занятие, 95 – на платформе Webex, 29 – в Zoom, 23 – в режиме видеоконференций, но большинство (453) – на образовательном портале, который позволяет не только обеспечить студентов всем необходимым материалом, но и организовать интерактивное взаимодействие. В то же время цифровые сервисы дают возможность контролировать присутствие ребят, оценивать их активность. Лабораторные работы, для проведения которых требуется специальное оборудование, перенесены на более поздний срок.

Вторую неделю в онлайн-формате проходит в вузе и распределение.

Комиссия находится в аудитории, а выпускники в режиме вебинара присоединяются к сессии и по очереди, согласно рейтингу, получают свое первое рабочее место.

В Полесском госуниверситете пере­шли к пилотной фазе проекта «Цифровой университет». В вузе по нему работают с 2015 года, делится опытом ректор Константин Шебеко:

– Система отработана, но на повестке дня не удаленка, а вовлеченность 24/7, когда каждый и в любое время может пользоваться базами данных, платформой, контактировать с преподавателем. Что касается учебного процесса, то изменений нет: занятия идут, в них можно участвовать как лично, так и посредством ИКТ. По данным за прошлую неделю, на индивидуальный график перешли 78 студентов, это четыре процента от общего числа. Еще до того как эпидситуация стала развиваться, мы договорились со всеми действовать на основе трех принципов: ответственность (минимизация контактов), солидарность (взаимопомощь, если что-то произошло) и разумность (рациональный анализ всего происходящего). Молодежь соблюдает дистанцию в коридорах, столовой и аудиториях, носит маски и пользуется антисептиками. Нельзя сказать, что мы игнорируем ситуацию, просто стараемся рационально на нее реагировать.

Как и во многих вузах, в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии отменили все массовые ивенты, ограничили посещения в общежитиях, а поточные лекции заменили на лабораторные, прак­тические, семинарские занятия и инди­видуальное консультирование. В остальном же почти у всех студентов привычный график, приводит факты проректор по воспитательной работе Максим Потапенко:

– Дистанционный формат только у мелиоративно-строительного факультета: у 249 человек преподаватели ведут занятия и проверяют задания с помощью современных ресурсов. Сессия в июне, надеемся, что к этому времени все вернутся к обычному режиму.

Студенты Витебской государст­венной академии ветеринарной медицины на индивидуальном обу­чении с 9 апреля. Материалы и контрольные задания получают на платформе Moodle и веб-страницах кафедр. Вместе с тем половина обучающихся посещают вуз, но занимаются по одному либо в малочисленных группах, подчеркивает ректор Николай Гавриченко:

– Хирургию, ортопедию, эпизоотологию и другие ветеринарные дисциплины невозможно освоить онлайн, дистанционно стать ветврачом нельзя, без практических знаний он не сможет работать.

И если на первом курсе еще можно выучить теорию дома, ведь все учебники есть в электронном виде, то на пятом надо идти в лаборатории и клиники. Студенты, которые уехали домой и обучаются индивидуально, проходят практику по месту жительства, 97 процентов работников государственных и частных ветклиник – это наши выпускники, поэтому проблем с передачей опыта и знаний нет.

СКАЗАНО

Как будут принимать зачеты и экзамены?

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:

– Аттестация требует личного участия как физически, лицом к лицу с преподавателем, так и интеллектуально – исключительно собственными знаниями (только в таком случае мы можем говорить о качестве образования). Ведь как удаленно подтвердить, что студент или учащийся колледжа при ответе на вопрос пользуется только тем, что освоил и вы­учил? Даже при наличии веб-камеры нельзя на 100 процентов удостовериться в том, что рядом с экзаменуемым нет дополнительных источников информации, ему никто не подсказывает. Поэтому зачеты, экзамены, защита курсовых и дипломных работ должны проводиться в очной форме. Что же касается сроков текущей и итоговой аттестации, то их можно корректировать, и такие решения могут принимать руководители учреждений образования.

Опубликовано:
24 апреля 2020
Просмотров:
4012
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: